«Республика обладает значительным научным потенциалом, но при этом не имеет элементарной системы мер, позволяющих этот потенциал использовать», - считает советник главы Карелии по экономическим вопросам Юрий Савельев.
Почему научные достижения не помогают экономике республики, он написал в статье, опубликованной на его странице в Фейсбуке:
Работая по проекту создания биотехнологического кластера столкнулся с проблемой отсутствия в Карелии региональной научно-технической политики.
Мы бесконечно говорим о том, что республика обладает значительным научным потенциалом, но при этом не имеем элементарной системы мер, позволяющих этот потенциал использовать. Что я имею в виду?
Во-первых, не определены приоритеты НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – прим. ред.). Последний раз распоряжение правительства об утверждении приоритетных направлений НИОКР принималось 7 лет назад. Они формировались в соответствии с приоритетами Стратегии развития Карелии, разработанной в 2006 году.
Во-вторых, без четкого понимания приоритетов НИОКР не может быть речи об эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование грантов в рамках соглашения, заключенного Правительством Карелии с тем же РФФИ (Российским фондом фундаментальных исследований – прим. ред.).
В-третьих, в республике элементарно отсутствует региональный закон о научно-технической политике. Во многих субъектах РФ такой закон принят. А закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия», принятый в 2012 году (№1639-ЗРК), носит рамочный характер и выхолощен до такой степени, что толку от него нет. Я хорошо помню историю с принятием этого закона – какой законопроект был подготовлен изначально и что от него осталось на момент принятия. Для интереса поищите его в правовой базе - там всего четыре статьи, но это шедевр!))
В-четвертых, хотя формально в Правительстве Карелии и есть орган, который должен отвечать за научно-техническую политику (Министерство экономического развития и промышленности), но самой политики нет. При этом полномочия в положении о министерстве сведены к двум пунктам: п. 51 «министерство организует и координирует разработку государственной инновационной политики Республики Карелия» и п. 53 «…формирует совместно с органами исполнительной власти Республики Карелия и утверждает перечень НИОКР, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия». К слову, последний раз перечень НИОКР формировался и финансировался в 2012 году.
В-пятых, мы фактически не используем возможности привлечения внешнего финансирования в НИОКР со стороны государственных и частных научных фондов, институтов развития, госпрограмм, в том числе и на условиях софинансирования. Формирование и реализация любых отраслевых приоритетов, несущих в себе инновационный элемент, должна сопровождаться активизацией работы с соответствующими институтами развития. Например, в части биотехнологий – с Агентством технологического развития, технологической платформой «БиоТех-2030» и др. А мы уже третий месяц не можем заключить соглашения.
В-шестых, в Карелии нет координационного органа (совета), который совместно с научно-образовательными и научными организациями, руководством крупнейших компаний и заинтересованными инвесторами координировал бы региональную научно-техническую политику, определял и корректировал приоритеты и перечень НИОКР, необходимых для реализации новых инвестпроектов, формировал бы совместные программы исследований и т.д. Наоборот, наблюдается тенденция сокращения числа ученых в составе различных отраслевых советов и комиссий, а пути удовлетворения потребностей, возникающих в сфере НИОКР, предприятия вынуждены искать сами.
В-седьмых, уже который год наблюдаю, что научно-образовательные и научные организации, работающие в Карелии, сильно разобщены, а вместо усиления сотрудничества на первый план выходит усиление закрытости и непонятно зачем нужная в небольшом регионе конкуренция. Это не тот случай, когда конкуренция приводит к развитию. Результат – снижение числа совместных исследовательских проектов, реализуемых несколькими научными организациями, снижение качества исследований, сокращение числа базовых кафедр и центров коллективного пользования научным оборудованием.
Вообще, я начинаю думать, что разобщенность и закрытость становятся в Карелии уже чертой региональной деловой культуры. Эту ситуацию надо ломать, так как с этим мы никуда и ни к чему не придем… Кроме интриг, скандалов и взаимных обвинений.
Я здесь перечислил далеко не все проблемы. Но без решения даже этих вопросов думать о создании и развитии инновационных секторов экономики в Карелии бессмысленно. Если они и возникают, то не благодаря, а вопреки. Надо создавать системную региональную научно-техническую политику. На это уйдут годы, но она нужна.
На первом этапе внимание надо сосредоточить на следующем:
- уточнить приоритеты НИОКР и подготовить новую редакцию распоряжения Правительства Республики Карелия об их утверждении;
- уточнить приоритеты НИОКР в рамках соглашений Правительства республики с научными фондами (одновременно с укрупнением размера грантов, пусть и при серьезном сокращении их числа, и условием их подачи от совместных исследовательских коллективов);
- расширить и закрепить полномочия в сфере реализации региональной научно-технической политики за конкретным органом исполнительной власти (как вариант – Минэк, или Минобр);
- создать региональный экспертный совет при Главе РК, ответственный за формирование, корректировку и оценку реализации научно-технической политики в регионе;
- заключить соглашения Республики Карелия с отраслевыми институтами развития (в соответствии с приоритетами НИОКР) с проработкой и реализацией детальных совместных программ (включая усиление работы по проектам, которые могут быть заявлены в НТИ);
- решить вопрос о создании регионального фонда поддержки НИОКР и инновационной деятельности;
- создать и активизировать работу регионального отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) – учитывая его активную работу в большинстве субъектов, плотное взаимодействие с Минпромторгом и Минобрнауки, оно может выполнять важную координационную работу;
- разработать отраслевые региональные программы исследований по приоритетным направлениям НИОКР (совместно с заказчиками и исполнителями);
- выработать меры по стимулированию создания опытно-промышленных производств на базе действующих предприятий.
Начать надо хотя бы с этого. И еще с того, чтобы взять все-таки на себя ответственность за формирование, координацию и реализацию региональной научно-технической политики. Как показывает опыт, никто за правительство республики этого не сделает. А пока этого не будет, научный потенциал так и будет оставаться потенциалом, а не ресурсом развития.
Юрий САВЕЛЬЕВ
Комментарии