В середине октября мне довелось побывать на живописном челябинском озере Тургояк. Там состоялся международный круглый стол «Южный Урал после метеорита».
В середине октября мне довелось побывать на живописном челябинском озере Тургояк. Там состоялся международный круглый стол «Южный Урал после метеорита». Уникальность этого мероприятия заключалась не только в объекте, которому оно было посвящено. Но и в самом составе участников, принципиально междисциплинарном. Поделиться своими мыслями о том, какие выводы из этого космического феномена можно сделать для регионального развития, были приглашены люди весьма разных профессий и сфер интересов – астрофизики, философы, историки, урбанисты, художники и т.д.
Такого рода круглые столы в России пока редкость. У нас обычно «серьезные ученые» собираются отдельно от «безумных креативщиков». Однако именно такой формат является общепринятым во множестве европейских агентств регионального развития. Разработка брендов того или иного региона происходит именно междисциплинарно, в живом диалоге между людьми научного и творческого мышления. Более того, самые эффективные бренды рождаются именно из этого синтеза.
Администрация Челябинской области пошла именно по этому пути – она намерена внимательно изучить результаты двухдневного «мозгового штурма» и реализовать многие из них на практике. Хотя с момента падения метеорита 15 февраля прошло уже 8 месяцев, время еще упущено не катастрофично. Более того, это событие уже явочным порядком стало одним из брендов области. В Челябинске вовсю продаются соответствующие футболки и сувениры, выпущена даже специальная марка духов, а креативные блогеры основали «Церковь Челябинского метеорита».
Первый день участники круглого стола посвятили выяснению вопроса о том, «что это было», а во второй сосредоточились на проектах, которые можно извлечь из этого события.
Как заметил инициатор круглого стола, челябинский журналист и общественный деятель Айвар Валеев, в нашу информационную эпоху доминирующим уже является не только физическое значение метеорита (хотя он был вторым по величине после знаменитого Тунгусского, размером с современный 6-этажный дом), но в первую очередь его культурные смыслы. Это довольно загадочное явление, и проблема состоит в том, чтобы эффективно «встроить» его в современное развитие региона. Словом, требуется «сумасшедшее по своей задумке и реализации материальное воплощение события 15 февраля».
Астрофизик Николай Горькавый из NASA предложил подумать над реализацией уникального архитектурного проекта – построить в Челябинске стеклянный отель, повторяющий контуры этого небесного тела и его следа. Специалист по маркетингу территорий Денис Визгалов отметил, что современные регионы интенсивно ищут свои новые смыслы, и такие космические «подсказки» могут стимулировать местный патриотизм, а с другой стороны – стать привлекательными для туристов, которые доныне не особо интересовались этими краями. Исследователь геопоэтики Игорь Сид высказал идею регулярного проведения здесь всемирного конгресса футурологов. Звучали также предложения организации на озере Чебаркуль мирового музея метеоритов – по аналогии с единственным в мире музеем Солнца, который работает в новосибирском Академгородке. Историк Сергей Баканов высказал идею перенести День города в Челябинске – с полузабытой и спорной даты его основания 13 сентября на 15 февраля – день падения метеорита. Эта дата, по его мнению, откроет новые перспективы развития города, ориентированные в глобальное будущее.
Действительно, для Челябинской области давно уже назрел этот имиджевый выход в постиндустриальное измерение. Пока в российском, да и мировом представлении город и область крепко ассоциируются лишь с тяжелой индустрией, что трудно назвать туристически привлекательным фактором.
Такой перенос смысловых акцентов в будущее актуален и для других российских регионов. В том числе и для Карелии. У нас по праву гордятся природными и историческими достопримечательностями республики. Однако древности сами по себе еще не являются брендами. Региональный бренд всегда современен. Поэтому, видимо, нам нужна широкая общественная дискуссия о новых, привлекательных образах Карелии. Причем желательно, чтобы региональные власти сами проявили к этому интерес – здесь Челябинск показывает пример. Или будем дожидаться «своего» метеорита?
Комментарии