Про кошелек и жизнь
Как памятник Державину появился в Петрозаводске: история и легенды
Что известно о возведении в столице Карелии монумента первому губернатору Олонии.
Памятник поэту и первому начальнику Олонецкой губернии Державину, установленный в Губернаторском парке Петрозаводска, потихоньку обзаводится легендами. И первая — автор скульптуры Вальтер Сойни вылепил для нее собственное лицо. Это доказывают фотографии, да и сам скульптор фактически признал это в разговоре с журналистом.
Будущий памятник и его автор. Фото: Татьяна Николюкина / valtersoini.fi
Читайте по теме: «Почему у памятника Державину в Петрозаводске лицо другого человека»
А вот что еще рассказал автор памятника, переворошивший горы исторического и художественного материала в поисках нужного образа.
Лицо петрозаводского Державина является неким собирательным портретом, в котором доминирующими оказались черты самого Сойни. Долго думали о волосах. Дело в том, что Гаврила Романович был совершенно лыс и, скорее всего, носил парик. Пришлось изобретать парик.
Зато фигура поэта имеет конкретную модель. Как вспоминает Вальтер Михайлович, позировал ему один финский артист (стоит напомнить, что готовилось произведение в Суоми, где постоянно проживает Сойни).
С костюмом вышла заминка: какую эпоху указать? Что тогда носили? Поэт прожил довольно долгую жизнь, 73 года. С 1743 по 1816 годы мода, надо понимать, менялась многократно. Каким же должен предстать Державин перед петрозаводчанами и гостями города?
Выход нашли простой: подсмотрели. Если кто не в курсе, в России есть еще одна полноростовая фигура Державина — на памятнике Екатерине II в Петербурге. Он установлен в 1873 году на площади Островского, и дал этому месту неофициальное прозвище «Катькин сад».
Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / wikimedia.org
Постамент, на котором возвышается императрица, украшен скульптурами девяти ее приближенных. Здесь русский полярник Василий Чичагов, князья Григорий Потемкин, Алексей Орлов и Александр Безбородко, президент Российской Академии художеств Иван Бецкой, полководцы Александр Суворов и Петр Румянцев, директор Императорской Академии наук и художеств Екатерина Дашкова и, наконец, наш Гаврила Державин, поэт и немножко государственный деятель.
Читайте по теме: «Как олонецкий губернатор Державин с начальником ссорился»
Особо отмечается, что все участники скульптурной композиции выполнены с большой художественной достоверностью. Эти достойные люди стоят и сидят вкруг постамента. Гаврила Романович стоит, что дает возможность детально рассмотреть его костюм.
Фото: Peterburg23 / wikimedia.org
Именно такой и решил использовать Вальтер Сойни: камзол и кюлоты. Кстати, костюм лепили с натуры, его специально пришлось заказывать в Петербурге.
Особая гордость скульптора — пуговицы на камзоле. Оказывается, губернаторские чиновники в царской России носили особые пуговицы. Как сообщает ученый Андрей Низовский в своей монографии «Русские форменные пуговицы 1797–1917 гг.», мундиры статской службы появились в России в середине XVIII века. «Губернские мундиры для чиновников и помещиков каждой губернии начали устанавливаться с 1781 года. Пуговицы к ним употреблялись гладкие, белые посеребренные, золотые или „красные“, т. е. обтянутые красным сукном». Именно такие особые пуговицы нашел и скопировал автор памятника. В его коллекции осталась одна настоящая.
Еще один штрих — свиток. Его Сойни предпочел книге, которую «екатерининский» Державин держит в руках. Это было его художественным решением, чтобы подчеркнуть обе ипостаси личности Державина. И теперь мы не знаем, что читает нам Гаврила Романович, указ или вирши.
Отливали бронзовую фигуру не в Финляндии, как планировал автор, а в Петрозаводске, на «Тяжбуммаше». Этот вариант продавили тогдашние городские власти. Сойни был в ужасе: заводские литейщики в жизни не имели дела со скульптурой. Но условие пришлось принять, к тому же нашелся подходящий специалист.
Отлили шесть кусков фигуры, которые потом сварили вместе и прочеканили. Получилось очень затратно, но неплохо. Оставалась одна загвоздка: монумент сиял, как начищенный самовар, что никак не укладывалось в авторскую концепцию.
На помощь опять пришли финны: автору передали из Суоми двухлитровую бутыль особого раствора, которым он и покрыл скульптуру, предварительно ее разогрев. Бронза потемнела и «состарилась» настолько, что некоторые думают, будто памятник установлен еще в позапрошлом веке. А ему всего-то 21 год — но уже столько интересного мы о нем узнали. Может, еще что-то всплывет?..
Текст: Максим Берштейн
Читайте по теме: «Откуда у памятника Петру I в столице Карелии взялась шпага»