Про кошелек и жизнь
Гранты довели до суда: как в Карелии рассматривают уголовное дело экс-министра Лабинова
Бывший глава Минсельхоза Карелии Владимир Лабинов на скамье подсудимых. Экс-министра обвиняют в коррупции, а его прежние коллеги превратились в свидетелей по делу. Он не признает себя виновным, и суд обещает быть долгим.
Петрозаводский городской суд разбирается в тонкостях выдачи региональным Минсельхозом грантов местным фермерам. По версии обвинения, бывший министр сельского и рыбного хозяйства Владимир Лабинов организовал криминальную схему, в рамках которой за взятки лоббировал выдачу бюджетных средств претендентам, связанным с ягодной компанией «Биокарелия». Эти фермеры в общей сложности получили 75,5 млн рублей. По данным гособвинения, министр принимал «откаты» за выдачу грантов согласованным фермерам. В общей сложности он мог получить от представителя «Биокарелии» 10, 6 млн рублей.
Владимира Лабинова судят за получение взяток (Часть 6 статьи 290 УК РФ) и злоупотребление должностными полномочиями (Часть 2 статьи 285 УК РФ). Бывший министр не признает себя виновным и отстаивает эту позицию в суде. Процесс ведет судья Александр Мерков.
Прямоугольный предмет за спиной
За фигурантами дела экс-главы карельского Минсельхоза велась слежка. Итоги оперативной работы силовиков могли лечь в основу дальнейшего задержания и заключения под стражу Владимира Лабинова. На одном из заседаний суда гособвинитель огласил материалы с детальным описанием организованного оперативниками наблюдения за экс-министром. Из этих данных следует, что силовики могли зафиксировать на видео момент передачи предполагаемой взятки.
Наблюдение велось за министром, его посредником и предполагаемым взяткодателем. Слежка происходила, в частности, в ресторане, на железнодорожном вокзале и в метро. В материалах дела объектам, за которыми следили силовики, присвоены номера, а их действия подробно расписаны. В частности, в деле есть файл с названием «Передача конверта», содержание которого в том числе было оглашено в суде.
«На первой фотографии видно перрон железнодорожного вокзала. На фоне поезда находятся эти мужчины. У одного из них, который обозначен как мужчина № 1, руки заведены за спину, там имеется белый конверт. Указано время. На втором скриншоте мужчина подходит к железнодорожному пассажирскому вагону, при этом в руках держит прямоугольный предмет. Далее приведены скриншоты и описано, как мужчина № 2 выходит из вагона. У него имеется сумка с ремнем, висящая на плече. И мужчина № 2 подходит к мужчине № 1, здоровается за руку. Мужчина №1 при этом держит за спиной прямоугольный предмет. Время общения указано. И дальше указано, что мужчина № 2 открывает свою сумку, висящую на плече. Мужчина №1 вкладывает в эту сумку прямоугольный предмет, который ранее держал у себя за спиной», - рассказал гособвинитель.
Коллеги стали свидетелями
Внимание суда на данном этапе приковано к действиям комиссии, которая распределяла фермерские гранты «Агростартап», направляемые на поддержку села. Ее возглавлял глава Минсельхоза Владимир Лабинов. Как утверждает обвинение, влиятельный управленец мог продавить принятие нужных ему решений и вынудить комиссию выдать гранты согласованным персонам.
Чтобы получить грант, фермерам приходилось защищать свои проекты. В итоге члены комиссии оценивали соискателей. Вариантов оценки было три: 21 балл за идеальное выступление, 10 баллов – при среднем результате и ноль баллов за провал.
Именно на эту комиссию заявлялись представители от компании «Биокарелия» и уходили оттуда с многомиллионными грантами.
Фото: Ирина Меркова
Схема распределения бюджетных средств комиссией вызвала вопросы у судьи Александра Меркова. Дело в том, что на гранты претендовали соискатели с максимально похожими заявками. Все они планировали выращивать клубнику в деревне Киндасово на одном и том же взятом в аренду участке. В итоге и финансовую поддержку все эти фермеры получили одинаковую.
"Знаете, что меня смущает как юриста? Я не специалист в сельском хозяйстве. Но меня смущает один момент. Вот 11 претендентов. Все - жители деревни Маньга. Все эти 11 претендентов не имеют вообще ничего для того, чтобы осуществлять выращивание садовой земляники. Но все эти 11 претендентов имеют в аренде один гектар плодородных почв в некоем кооперативе. И все 11 претендентов получают грант в размере 4 млн рублей", - заявил в ходе заседания судья Александр Мерков.
Перед судьей в тот момент стоял бывший коллега Владимира Лабинова, а сейчас заместитель министра сельского и рыбного хозяйства Карелии Андрей Квасников. В суд он был вызван в качестве свидетеля, поскольку ранее входил в состав грантовской комиссии. Квасников ответил, что члены комиссии не имеют правовых оснований для того, чтобы отказывать претендентам, заметив такие нюансы в их заявках
"Есть определенный порядок предоставления грантовой поддержки. Мы, к сожалению, не судьи, не юристы, не адвокаты, когда оцениваем ту или иную заявку. Нам приносят документы. Мы в процессе межведомственного взаимодействия проверяем наличие или отсутствие налоговой задолженности; смотрим, есть ли договор предоставления в аренду того или иного земельного участка. Но какое я имел право как член комиссии? Люди хотят заниматься. Грант же и предоставляется для тех лиц, которые хотят попробовать заниматься сельским хозяйством. Я - не адвокат, поймите. Я отвечаю за конкретные направления: чтобы средства гранта были предоставлены и использованы целевым образом", - ответил Андрей Квасников.
Фото: Александр Гнетнев
Однако затем судья Мерков поймал замминистра Квасникова на противоречии. Он привел пример другого фермера, к которому комиссия была менее благосклонна, хотя у того имелась крепкая база для ведения хозяйственной деятельности. У соискателя не в аренде, а в собственности были и техника, и земля, однако денег ему дали меньше.
"А вот соискатель из поселка Пряжа, занимающийся разведением садовой земляники в селе Кончезеро на собственном земельном участке, и имея технику для этого, почему-то получил грант в меньшем размере", - заявил он.
Андрей Квасников предположил, что пряжинскому фермеру могло не хватить средств, поскольку тот, к примеру, поздно обратился за грантом. Но такие аргументы не устранили всех вопросов к процедуре господдержки.
"Простите за грубое выражение, кто первым встал, тот и успел?", - переспросил Александр Мерков.
А были ли фермеры?
Ключевым для суда является вопрос о самостоятельности или, наоборот, подконтрольности фермеров, которые обращались в Минсельхоз за грантами. Условно говоря, пришли ли они на комиссию с лично разработанными бизнес-проектами или их привели некие лица для того, чтобы «вытянуть» с их помощью гранты. Поэтому в ходе заседаний выясняют специфику появления соискателей на комиссии, а также особенности их взаимодействия с "экзаменаторами". Суду важно установить, существовали ли некие кураторы, которые приходили вместе с соискателями на комиссию и помогали им отвечать на защите.
Позиция гособвинения заключается в том, что деньги выдавались фермерам, которые якобы никакой деятельности не вели, а бюджетные средства шли руководству «Биокарелии», которое и курировало претендентов на гранты. При этом роль экс-министра Лабинова, по версии следствия, заключалась в том, чтобы помочь «нужным» претендентам пройти этап комиссии и получить господдержку.
Фото: © Леонид Николаев, ИА «Республика Карелия»
Отдельный вопрос касается влияния на членов комиссии лично ее председателя – министра Владимира Лабинова. Так, на недавнем судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен Михаил Шабанов - сын представителя главы республики в Заксобрании Карелии Юрия Шабанова. Карельский пчеловод также в свое время входил в состав грантовской комиссии.
Судья Александр Мерков спросил свидетеля, бывали ли случаи, когда председатель комиссии Лабинов призывал голосовать за конкретного кандидата. Михаил Шабанов отметил, что министр не приказывал голосовать по определенному стандарту, но при этом мог огласить свою позицию по тому или иному кандидату.
"Такого не было. Но уместно заметить, что Лабинов говорил, как он сам будет голосовать. Например: "Я считаю, что вот этому претенденту я могу столько-то поставить". Причем, если вы посмотрите в результаты голосования, они были у меня разные. Если даже я слышал что-нибудь такое, я все равно всегда голосовал по-своему", - заявил Михаил Шабанов.
Действительно, Шабанов-младший поставил разные и в основном низкие баллы фермерам-соискателям. Эти данные стали известны после того, как в суде озвучили содержание конкурсных бюллетеней с итогами голосования. Карельский пчеловод оценил выступления соискателей либо на ноль, либо на 10 баллов.
В ходе судебных заседаний была также озвучена информация о том, что фермеры-соискатели зачастую пользовались при защите своих проектов поддержкой третьих лиц. Так, в суде огласили показания того же свидетеля Шабанова, данные им на предварительном следствии. В них он сообщил, что на комиссии вместе с претендентами от "Биокарелии" в зал заходил некий мужчина, который практически за каждого из них отвечал на все вопросы, адресованные фермерам.
Другая свидетельница отмечала, что фермеров-претендентов могла сопровождать председатель кооператива, руководитель Центра компетенций в сфере агропромышленного комплекса Анастасия Цеханович.
Клубника под снегом
Кроме того, на одном из заседаний были раскрыты подробности проверок представителями Минсельхоза итогов деятельности получателей грантовских средств. Обстоятельства одной такой инспекции содержали детали, в которых можно усмотреть элементы курьеза. В суде выяснилось, что однажды проверяющие прибыли к производителям клубники зимой, поэтому кусты им пришлось искать под снегом. Об этом рассказала бывший руководитель отдела Минсельхоза Карелии Светлана Сергеенкова, которая также входила в комиссию по распределению грантов.
"Конкретно по "Биокарелии", по-моему, ездила даже я. Был декабрь, наверно, 2023 года. Ну это была, во-первых, зима. Поля были занесены снегом. Мы что смогли там откопали. Видим, что посадочный материал на месте", - заявила Сергеенкова. Она также отметила, что проверяющим показали приобретенную технику.
Ответ экс-работницы министерства о декабрьской проверке клубничного хозяйства удивил гособвинителя. Он попробовал выяснить у свидетеля, в чем скрыта логика таких действий.
"А почему, кстати, зимой? Как можно зимой проверить, выращивается клубника или нет?", - уточнил гособвинитель.
"Понятно, что это все не проверить. Расчетным путем если только. Но мы видим, что земля, поля были, клубника. Кусты клубники там были под снегом", - заверила свидетель.
Александр Гнетнев