Про кошелек и жизнь
В России стали чаще оформлять микрозаймы онлайн
Эксперты отмечают тенденцию на рост онлайн-займов.
По данным СРО «МиР», портфель микрозаймов МФО достиг 365,7 млрд рублей в 2023 году против 294,5 млрд рублей в 2022 году. В последнем квартале 2023 года доля выдачи онлайн-ссуд в портфеле МФО увеличилась с 52,1 до 60%. Результат мог быть выше, но в конце 2023 года традиционно росли офлайн-выдачи в преддверии зимних праздников.
Займы наличными по итогам октября–декабря 2023 года показали минимальный квартальный прирост — на 5%. По прогнозам аналитиков, в 2024 году спрос на традиционные займы будет сокращаться в пользу дистанционных. Получить в МФО без отказа займ на карту можно даже с неидеальным рейтингом. Как правило, сумма составляет до 15 000 рублей.
Тем не менее говорить о полном уходе МФО в онлайн нельзя, несмотря на повышение технологичности сегмента. Основные причины — особенности клиентуры и учетной политики МКК и МФК. Некоторые клиенты все еще предпочитают оформлять микрозаймы в офисах.
Самым популярным сегментом у пользователей остаются займы формата «До зарплаты» (PDL). По данным НБКИ, в 2023 году было выдано 34,9 млн таких ссуд. В 2022 году было 31,1 млн, в 2021 — 28,62 млн. Речь идет о микрозаймах на срок до 30 дней до 30 000 рублей.
По оценкам ЦБ РФ, на онлайн–МФО по объему выдач на начало октября 2023 года пришлось 76% рынка. В сегменте PDL доля онлайн-кредитования выросла до 92%, а в сегменте IL (среднесрочных ссуд) — до 83%.
В 2023 году отмечен еще один тренд: количество рассрочек и POS-кредитов и займов выросло на 50%. Причем 88% от общего объема таких ссуд были выданы онлайн.
Дистанционные МФО оказались прибыльнее конкурентов. По данным ЦБ РФ, по итогам 9 месяцев 2023 года прибыль получили 64% компаний, а в офлайн сегменте — лишь 54%.
С чем связан спрос на онлайн-займы
Главные причины роста — удобство, высокая скорость принятия решения по заявкам и круглосуточная выдача займов на банковскую карту.
По данным Webbankir, более 76% клиентов учитывают возможность срочного заключения договора, а около 65% — мгновенное одобрение заявки. Только 52,8% учитывают величину процентной ставки.
Микрофинансовый рынок в 2024 году является высокотехнологичным. Компании проводят качественный скоринг без очной встречи с клиентом. Список параметров проверки зависит от конкретной МФО. Развитие интернет-кредитования — приоритетная цель в долгосрочных стратегиях большинства МФК и МКК.
По данным Moneyman, с учетом тенденции на цифровизацию доля офлайн-займов в МФО в 2024 году может составить около 20%. Россияне будут кредитоваться онлайн еще активнее, особенно повторные заемщики.
По данным Вэббанкира, доля повторных клиентов в 2023 году достигла 83,4% — максимум за три года. Кредиторы будут делать акцент на кредитовании этой категории клиентов. Сотрудничество с платежеспособными пользователями финансовых услуг — наиболее выгодное и наименее рисковое.
Ядро целевой аудитории дистанционных займов — граждане 25–35 лет, со средним уровнем доходом. Молодые люди живут онлайн и пользуются информационными технологиями, чтобы избежать бюрократических проволочек. Сервисы онлайн-займов позволяют получить быстрый доступ к деньгам по паспорту, без проверки КИ и справок о доходах.
Проценты в МФО выше, чем по кредитам в банке — до 0,8% в сутки. Но получить ссуду в микрофинансовой компании проще. Многие организации выдают беспроцентные займы до 30 000 рублей, чтобы привлечь новых клиентов. В таком случае заемщик получает деньги и возвращает в конце срока без переплат.
Реклама. ИП Виноградов Виталий Геннадьевич, ИНН 540362837399, токен 2SDnjdyvU9W
Хочу читать: