12:00, 16 Июня 2011
Опережая Путина

Преподаватель медфака ПетрГУ с идеей интеграции уровней образования опередил российское правительство на 24 года.

Преподаватель медфака ПетрГУ с идеей интеграции уровней образования опередил российское правительство на 24 года.

В конце апреля премьер Владимир Путин выступил перед Госдумой с очередным отчетом о результатах деятельности правительства в 2010 году. За те два часа, что он говорил, было затронуто множество тем: и либерализм, и выход из кризиса, и моногорода, и безработица… Не остались в стороне и проблемы российского образования. «Неплохо бы  включить техникумы и колледжи в состав вузов», – как бы намекнул премьер, обронив скупую фразу о том, что это «позволило бы строить образовательный процесс на более совершенной технологической и технической базе, привлекать сильных преподавателей». Предложение Путина осталось незамеченным. В стране и раньше некоторые вузы действительно сливались с техникумами, и никто не придал особого значения этому выступлению. Никто – кроме, пожалуй, одного петрозаводского пенсионера, который выдвигал подобную инициативу целых 24 года назад.

Роберт Смирнов родился в городе Плесе Ивановской области в 1926 году. Окончив Ленинградский мединститут имени академика Павлова, он приехал в Петрозаводск  и с 1976 года начал работать в ПетрГУ заведующим кафедрой цитологии, гистологии и эмбриологии. Через 11 лет после прихода на кафедру он составил те самые предложения, опередившие чиновников из XXI века: они касались слияния медицинских факультетов и медицинских колледжей и были выработаны в рамках постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года». Тогда Смирнов утверждал: необходимость подчинения медицинских училищ  и колледжей медицинским вузам назрела давно.

Положительных сторон этого слияния он видел – и видит – несколько. Во-первых, по мнению Смирнова, должен повыситься уровень преподавания при подготовке среднего медперсонала. Во-вторых, увеличение численного состава кафедр, преподаватели которых вели бы работу со средним медперсоналом, сформировало бы резерв преподавателей на выдвижение, замещение в случае повышения их квалификации или непредвиденного ухода с кафедры. В-третьих, слияние сделало бы возможным оперативный перевод студентов из медицинского училища в медицинский вуз и наоборот. И, наконец, в-четвертых, – работа медколледжа и медфака под одной крышей позволила бы сократить расходы на управленческий аппарат и повысить коэффициент использования материальной базы вузов. Из недостатков интеграции Роберт Васильевич выделял трудности, связанные с ведомственной разобщенностью среднего и высшего медобразования, и увеличение объема работ для администрации вуза, которая, впрочем, со временем должна адаптироваться.

Предложения остались без внимания – и КПСС, и Совета Министров, и собственно медицинского факультета, на котором работал Смирнов. Документ не приняли всерьез ни тогда, ни через 20 лет, когда Роберт Васильевич понадеялся на приход Катанандова в республиканскую власть и поделился идеями с новым губернатором. Тогда за подписью Виктора Васильева, который в 2003 году был ректором ПетрГУ, Смирнову пришло письмо. В нем доходчиво объяснялось, что система медицинского образования очень жестко регламентируется Министерством здравоохранения РФ, поэтому не может быть реформирована на уровне Карелии. Более того, значилось в ответе, учебные планы высшего и медицинского образования настолько отличны друг от друга, что не позволят переводить студентов туда-обратно. «Несмотря на всю их привлекательность, ваши аргументы находятся за пределами нашей компетенции», – на этой утешительной ноте заканчивался ответ.

После того, как пришел последний отказ, Роберт Смирнов надолго оставил свои задумки пылиться в шкафу. И вот 21 апреля, спустя почти четверть века, Путин осторожно высказал то самое предложение…

В ПетрГУ, который тогда отказал Смирнову, сегодня признают: да, действительно, проблема кооперации разных уровней образования встает все более остро. В скором времени учреждениям среднего образования будет разрешено выдавать дипломы технического бакалавриата – при условии, что эти заведения будут находиться под эгидой высших учебных заведений без сокращения финансирования и планов приема. Но одному богу известно, когда планируемое станет реальным. От принятия предложений до их реализации может пройти много времени: система очевидно бюрократична и, как выражаются в ПетрГУ, консервативна с точки зрения не содержания образования, а его организации. Политическая воля для этого уже проявлена: в 2004 году Путин предложил объединить Новосибирский университет с Академией наук. Тогда из этого ничего не получилось, поскольку не было создано необходимой правовой базы.  

Предпосылки интеграции можно увидеть и в создании федеральных университетов: в свое время таких в России было создано целых шесть, и они включили в себя несколько вузов. Речь о том, чтобы из ПетрГУ сделать федеральный вуз, тоже велась. Бывший в то время главой правительства Сергей Катанандов сказал: «Нет, у нас не получится». Однако бывший ректор ПетрГУ и нынешний президент университета Виктор Васильев уверен, что это вопрос желания; что, запустив процесс объединения ПетрГУ с научными центрами, Академией наук, средними специальными учреждениями, можно было получить достойный результат. «Если мы не начнем это сейчас, нас опередит Архангельск или Мурманск», – сказал тогда Васильев. Так и получилось: через несколько лет в Архангельске появился Северный арктический федеральный университет. По существу, как объясняет Васильев, ничего не изменилось – кафедры, методы преподавания остались те же. Изменилось одно – объемы финансирования. К обычной сумме ежегодно добавляется 1-2 миллиарда рублей – для развития инфраструктуры и материальной базы.

– Проблему объединения профильных учреждений в республике я впервые поднял в 1975 году в бывшем обкоме КПСС, предложив включить в состав ПетрГУ педагогический институт, который сегодня называется КГПА. Основанием для такого шага послужила параллельная подготовка специалистов в университете и институте. Получалось, что распределение интеллектуальных и финансовых ресурсов вело к одному и тому же результату: как студенты педвузов, так и наши студенты плохо выезжали в районы  для работы в школах. Выслушав  предложение об  объединении, ректор Брязгин  в 2002 году на встрече в правительстве высказал предложение от педуниверситета: «Мы готовы  войти в состав ПетрГУ». Буквально через полгода финансирование КГПУ улучшилось, и они изменили свое решение. Я думаю, мы все  равно к этому придем – раз правительство нацелено на процесс интеграции и укрупнение  вузов.

При этом инициативу Роберта Смирнова бывший ректор и нынешний президент ПетрГУ не помнит: говорит, что, должно быть, она проявилась не очень ярко. Одной из возможных причин отказа и в 80-х, и в начале нового века он называет проблемы с финансированием: медицинский колледж и техникумы финансируются из республиканского бюджета, а университет – из федерального. Слияние бюджетов – процедура не такая простая. Если колледж входит в состав университета, то он входит и в федеральную структуру, следовательно, Москва должна увеличить на эту сумму финансирование вуза и впоследствии взять ее у республики. Естественно, Карелия не разбежится, чтобы отдать эту сумму федералам – точно так же, как и федералы не разбегутся, чтобы отдать что-то республике. Межбюджетные отношения – это слишком больная тема.

Директор Петрозаводского базового медицинского колледжа Андрей Слепцов тоже за интеграцию – но немного в другом аспекте. В предложениях, представленных Смирновым, как он считает, существует некоторый потребительский подход: цель объединения – чисто материальная, из-за объединения бюджетов.

– Я давно думал о слиянии, – признается Слепцов. – Мои студенты даже представляли подобную законодательную инициативу в ЗС. Однако я считаю, что процесс интеграции должен выглядеть следующим образом: на базе колледжа мы создаем высшую сестринскую школу, где будем готовить сестер от и до; а фельдшера переходят под эгиду вуза, где учатся 4 года и, по желанию, доучиваются до дипломированного врача. Подобная система давно существует за границей, например, в Йоэнсуу.

При этом, если многие практики – врачи и медсестры – относятся к слиянию колледжей и медфаков негативно, аргументируя это незначительностью результата и возможными конфликтами на кафедрах, то Андрей Слепцов видит только плюсы.

– Объединение кафедр задаст высокую планку и нашим преподавателям, и студентам. Уровень надо давать. Когда мне в колледже произносят «договор» с ударением на первый слог, я спрашиваю: «Мы как будем разговаривать? По Пушкину или по Фурсенко?». Студенты быстро учатся, и преподаватели из вуза могли бы способствовать этому процессу. Сестра высшей категории должна соответствовать своему уровню.

Анастасия Садовская,
«МК» в Карелии».

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 20 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.