12:00, 22 Июля 2009
Особенности национального туризма

Главное – заплатить деньги, а экскурсия – как получится?

Главное – заплатить деньги, а экскурсия – как получится?

Любите ли вы маршрутки так, как люблю их я? Риторический вопрос возник в моей голове, когда позади осталось уже порядка 700 километров ужасных дорог, а бесконечная тряска измотала настолько, что хотелось одного – поскорее домой и принять горизонтальное положение. Таким мучением обернулась «комфортабельная» поездка, организованная петрозаводской туристической компанией «Гиперборея Тур».

Все началось с банального объявления в газете. Такие объявления «Гиперборея Тур» размещает практически в каждом «бесплатнике». Погода не располагала к ленивому пляжно-дачному отдыху, поэтому мы с семьей решили посвятить одну из суббот просвещению и для этого выбрали поездку по монастырям Лодейнопольского района Ленинградской области. Обратившись в фирму и заплатив 1050 рублей на человека, мы пораньше легли спать в предвкушении завтрашнего познавательного путешествия.

Встреча была назначена в 6 утра у гостиницы «Северной». Здесь нас ждал десяток подобных «паломников». Но обещанный комфортабельный автобус нас не ждал. Не было и представителя фирмы. Прошло полчаса, прежде чем появился микроавтобус, из которого и вылезла наш гид. Вместо «Доброе утро, господа!» и извинений (а ведь на улице вместе со взрослыми 30 минут мерзли дети) мы услышали вялое: «Автобус «Скания» сломался. Кто хочет поехать на хорошем автобусе, может прийти завтра».

Желающих подняться в 5 утра еще и в воскресенье не нашлось, поэтому все погрузились в маршрутку (слава богу, это был «Фольксваген», а не «ГАЗель») и с 40-минутным опозданием отправились в путь. В машине оставалось одно свободное место, но на Лесном нас ждали еще три человека. В итоге двое из них несолоно хлебавши отправились домой.

Спать в автобусе, разумеется, было невозможно – трясло беспощадно. Карельские дороги славятся ямами, выбоинами и ремонтами. Не лучшего качества и участки трассы в Ленинградской области. Дочь, избалованная заграничными экскурсиями и склонная к укачиванию, прокомментировала: «Кондиционера нет, пакетов нет, трясет. Значит, блевать буду прямо здесь».

Ни единого комментария о маршруте и о том, почему именно эти точки мы посетим сегодня, из уст экскурсовода мы не услышали. Она безмятежно ехала рядом с водителем и, может быть, даже спала. Как выяснилось позже, ее безмолвие было нормой поездки.

«Дайте мне экскурсовода!»

Наконец, добрались до первого пункта – Введено-Оятского женского монастыря. Оказалось, что кроме тишины и благостного пейзажа, нас здесь никто не ждал. Группа двинулась в направлении усадьбы. Гид вошла в храм. Подождав некоторое время на улице, мы, на свои покрытые головы, вошли вслед за ней и стали свидетелями душераздирающей сцены.

«Переговоры» нашего гида, пытавшейся добыть экскурсовода, с монашенкой, продававшей в храме свечи и прочие церковные атрибуты, уже переросли в крики. Никто не стеснялся ни нас, туристов, ни находящихся в храме прихожан, ни самого Господа Бога. «Дайте мне экскурсовода!» – «Вы мне не хамите! Надо предупреждать заранее о приезде группы!» – «Хорошо! Тогда продайте мне книжку!» (гид указала на издание, рассказывающее о монастыре). – «Не продам!» – «Почему!» – «Не продам, и все!». Старушка, очевидица сцены, с укоризной посмотрела на гида и произнесла: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят!». Хлопнув дверью, гид удалилась, а мы решили, что экскурсия накрылась медным тазом. Однако подоспевшая монахиня, матушка Вероника, все же показала нам монастырские святыни и весьма подробно рассказала о похороненных здесь преподобных Варваре и Сергии – родителях святого Александра Свирского.

 

…Время вроде бы шло к обеду, но, как выяснилось, он запланирован не был. Впрочем, умные путешественники запаслись сухим пайком. Нас же об этом предупредить забыли…
Следующий пункт – Покрово-Тервенический женский монастырь, одна из немногих обителей, возникших в конце ХХ столетия. К монастырю пробираемся пешком, ибо в деревне Тервеничи – праздник, день деревни что ли, и территория огорожена. В обители обходится без эксцессов, мы выслушиваем рассказ молодой послушницы, а потом наступает свободное время.

Заявленное гидом «через двадцать минут после экскурсии» оборачивается для группы часовым ожиданием. За это время, к счастью, мы не только знакомимся со святынями, но и успеваем перекусить на деревенском празднике, посмотреть концерт самодеятельности и подвергнуться атакам злобного и многочисленного гнуса.

Для бешеной собаки – 20 км не крюк

Наконец, отправляемся к последнему пункту паломничества. Скит от Покрово-Тервенического монастыря, освященный в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находится в 20 километрах от Тервеничей в деревне Пирозеро. Уже несколько лет скит дает приют страдающим от привычки к наркотикам и алкоголю, а 95-летняя матушка Мария помогает паломникам индивидуально. Но вот беда, 20 километров оказались волшебными: мы уже около часа кружили по дорогам Лодейнопольского района, но деревни Пирозеро все не было.

Народ заволновался. «Я специально к матушке Марии ехал! – горячился молодой человек. – Если не доедем, я ее (гида) из автобуса выкину!» Сначала пассажиры, предусмотрительно запасшиеся картой, пытались объяснить водителю (обычному городскому «маршруточнику», который ехал по этим дорогам впервые), как ехать. Водитель нервничал, мы подпрыгивали на кочках до потолка, экскурсовод была невозмутима.

У пожилой женщины, сидевшей напротив нас, лопнуло терпение, и она начала возмущаться во весь голос. Вскоре туристы заставили машину остановиться (пока не закончился бензин), а экскурсовода – спросить у местных, как же все-таки проехать в Пирозеро. Знаток-краевед нашелся не сразу. Гид села в его УАЗик, а автобус отправился к скиту следом.

На ските, похоже, нас тоже никто не ждал. «У матушки Марии был тяжелый день, она очень пожилая, вряд ли сможет к вам выйти», – заключил молодой человек, живущий на ските. Никто, собственно, уже и не удивился. Однако 95-летняя старушка все же почтила нас своим появлением, выслушала все вопросы и собрала записки с именами тех, о ком следует помолиться.

…Программу вроде бы выполнили, на душе у всех полегчало, с удовольствием поехали домой, в Петрозаводск. Жаловаться на турфирму никто не собирался, но вот об обеде, который стоило бы «стрясти» с гида в качестве компенсации за все «скитания», поговаривали. Кто-то характеризовал путешествие как «ужас», кто-то говорил о лишении фирмы лицензии на оказание услуг.

Не доверяйте «ветреным» фирмам

В заключение хочется пожелать всем не «обжигаться» на подобных организациях. Дело в том, что с нами это случилось уже во второй раз. Однажды мы обратились к этим же организаторам (тогда, правда, действовали они под вывеской турфирмы «Русский паломник» ), желая отметить новый год в Финляндии. Сделали визы, собрали вещи… и 30 декабря узнали, что никуда не едем, группа, мол, не набралась.

На самом деле недовольных оказанием услуг данной фирмой и, в частности, госпожой, которая сопровождала нас в поездке, – пруд пруди. Но обращений по этому поводу – единицы. Известно, что в УВД Петрозаводска поступило заявление, по которому относительно этой фирмы была проведена проверка. Гид покаялась, но злого умысла в ее действиях сотрудники органов не усмотрели, а, стало быть, не нашли состава преступления.

Конечно, подобные случаи бывают в любых сферах деятельности, но «Гиперборея Тур» по недобросовестности превзошла все ожидания. Жаль, что притормозить деятельность конторы, зарабатывающей молчанием гида, не представляется возможным. Поэтому будьте бдительны, не покупайтесь на кричащую рекламу и требуйте надлежащего исполнения своих обязанностей теми, от кого напрямую зависит ваш отдых.

Арина БЕЛАЯ.

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 29 марта 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.