12:00, 04 Октября 2012
Явка с побитым

Показания из подозреваемых в отделениях полиции зачастую выбивают, но никто за это не отвечает

Показания из подозреваемых в отделениях полиции зачастую выбивают, но никто за это не отвечает

«В ходе проверки в действиях сотрудников уголовного розыска Отдела полиции Управления МВД России по Петрозаводску нарушений законности и служебной дисциплины не выявлено» – такие ответы обычно получают жители столицы Карелии на свои жалобы, касающиеся избиения подследственных оперативниками. Но означает ли это, что у нас сотрудники правоохранительных органов всегда ведут себя с задержанными при проведении оперативно-розыскных мероприятий корректно? И ужасы, творящиеся до последнего времени, например, в печально знаменитом на всю страну казанском отделе полиции «Дальний», где оперативники пытали людей, нам не страшны? К сожалению, обращения граждан, поближе познакомившихся с работой местных отделов полиции, и опыт адвокатов говорят об обратном: некоторые сотрудники правоохранительных органов не стесняются распускать руки, выбивая показания из подозреваемых.

«Покатали» на кладбище

30 августа в 11 часов в квартиру гражданина К. зашли четыре сотрудника уголовного розыска. Без лишних слов на глазах его гражданской жены Кристины и ее пятилетней дочери мужчину «попросили с вещами на выход».  На вопрос женщины, куда забирают мужа, оперативники ответили: «В Первомайский отдел полиции».  Туда через некоторое время и отправилась Кристина. Но в отделении заявили, что гр. К. не доставляли.

«Выходя из отдела, на улице увидела тех оперативных работников, которые задержали моего мужа, – рассказала Кристина. – Они подъехали на машине с тонированными стеклами. Один направился в отдел, но я окликнула. От него узнала, что муж находится в изоляторе временного содержания на Гоголя, 47. Второй сотрудник, увидев меня, быстро сел в машину на заднее сиденье. Автомобиль тут же уехал. А муж потом сказал, что в этот момент он находился в машине и видел меня».

О том, как Кристина с пакетом молока и пирожками искала своего мужа, она подробно написала в своем заявлении на имя министра внутренних дел Карелии. Ведь ее поездка на Гоголя, 47 была бесполезной – там супруга не оказалось. Звонки в службу доверия, дежурному Первомайского отдела, уголовный розыск тоже не дали результата.  И слезы женщины в кабинете оперативника в угрозыске встречу с супругом не приблизили. Только в 22.21 Кристина узнала, где находится ее муж. Он сам позвонил с телефона следователя и сказал, что она может подъехать в Первомайский отдел и увидеть его.

«Когда увидела мужа – была в шоке, – рассказала Кристина. – Он хромал на одну ногу, держался за правый бок, на лице справа в области виска ссадины,  весь лоб в шишках, нижняя губа разбита, на запястьях рваные раны от наручников. Муж при следователе сказал, что его привезли в отделение только в 21.00, что его избивали на кладбище в поселке Бесовец».

Гр. К. подозревался сотрудниками правоохранительных органов в краже. В протоколе задержания, который был составлен почти в девять часов вечера,  он заявил, что преступления не совершал, и отметил, что с решением фактического задержания указанного в протоколе не согласен, был вывезен в Бесовец, где из него выбивали показания.

Следы от побоев не могла не заметить 31 августа и адвокат мужчины Татьяна Григорьева. Подозреваемый в краже был отправлен на медицинское освидетельствование в Больницу скорой медицинской помощи. «Когда его привезли в больницу на ЭВС, повреждения – ссадина на голове, гематома во рту, ушиб бедра, он хромал – были видны невооруженным глазом, – рассказала адвокат Татьяна Григорьева. – Врач все это зафиксировал. Сотрудники ИВС позвонили оперативникам. А те написали рапорта, что якобы К. оказывал сопротивление при задержании».

Концы в воду

Адвокат, ее клиент и его гражданская супруга отправили свои заявления в службу собственной безопасности при МВД республики. В результате проверкой по побоям занимался следственный отдел по Петрозаводску Следственного управления Следкома РФ по Карелии. Пока ответ получил только подозреваемый в краже К., находящийся в СИЗО: «В ходе проверки в действиях сотрудников ОУР ОП №1 УМВД России по городу Петрозаводску нарушений законности и служебной дисциплины не выявлено». Данная бумага из Управления МВД по Петрозаводску была готова еще 13 сентября, а допросили арестованного К. по побоям в СИЗО только 19 сентября. Супруга К. и его адвокат до сих пор не получили письменных ответов, где сотрудники правоохранительных органов сообщали бы, что подозреваемого в краже на самом деле никто не бил. Видимо, составить отписку для юриста, видевшего своими глазами синяки клиента, посложнее, чем для арестованного. Но гр. К. не сдается, на днях он отправил жалобу на имя прокурора республики. Он хочет выяснить, почему проверку провели без запросов из БСМП, где были зафиксированы побои, и опроса адвоката.

Когда «МК в Карелии» пытался выяснить, как же работали специалисты из следственного отдела по заявлениям по данному факту, то в отделе не нашли даже следователя, проводившего проверку. Руководитель следственного отдела по Петрозаводску Следственного управления Следкома РФ по Карелии Виктор Россыпнов заявил, что дело вел Андрей Саливоник. Когда мы вышли на этого специалиста, он сказал, что только начинал проверку, а потом уехал в командировку. «А кто же заканчивал эту проверку?» – поинтересовались  мы. «Не готов сказать,  занят немного другими делами и вскоре опять уезжаю», – ответил следователь Андрей Саливоник.

Гражданская жена К., которая вскоре станет его законной супругой, ситуацию с незаконным лишением свободы на весь день и телесными повреждениями на самотек не пустит. «Муж мне рассказал, что его валенком, набитым песком, били и с помощью противогаза душили, – возмущается Кристина. – О Первомайском отделе давно ходит дурная слава. И оперативники, которые так издеваются над людьми и глумятся над их близкими, должны быть призваны к ответу. Я просто так этого не оставлю, сама поеду в Москву с письмами в разные инстанции. Надеюсь, там разберутся и остановят насилие над подозреваемыми».

Друзья К. недавно пытались помочь арестованному. Они, надеясь на освещение проблемы представителями одного из карельских телеканалов, хотели устроить акцию у Первомайского отдела полиции. Подготовили плакаты с надписями: «Нет полицейскому беспределу». Но когда поняли, что телевизионщики не приедут, расписали стекла двух своих машин лозунгами против насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов и отправились кататься по городу. Далеко от Первомайки ребята не уехали: их остановили на проспекте Ленина ДПСники. Два борца с полицейским беспределом были задержаны до вечера. Теперь им придется отвечать за административное правонарушение из-за несанкционированного митинга. Друзья К. ждут, какой штраф им назначат за их поездку в поддержку избитого арестованного.

Адвокат Григорьева не скрывает, что ее подзащитный не относится к когорте законопослушных граждан. «Судим – не судим, рецидивист – не рецидивист,  а пальцем трогать нельзя, – считает Татьяна Григорьева. – Для того, чтобы доказать причастность человека к преступлению, у сотрудников правоохранительных органов есть другие методы – оперативно-розыскные мероприятия. А у нас в отделениях полиции позволяли и позволяют себе безобразия».

Месть их страшна?

Как отмечают адвокаты, жалоб от людей на побои в полиции не было около года. В течение этого года сотрудники МВД проходили переаттестацию. Как только сотрудники правоохранительных органов прошли это испытание, заявления о выбивании показаний вновь появились. Например, в этом году два петрозаводчанина, два бывших  выпускника детского дома дважды попадали в неприятные истории. «Ребята из сиротских учреждений абсолютно не приспособлены к жизни, сколько бы лет им ни было, – считает руководитель Карельского союза защиты детей Надежда Павлова. – И когда в феврале к нам в союз обратились два друга  – двадцатилетний Дмитрий и тридцатилетний Павел  – мы стали им помогать».

Дмитрий Кугопи рассказал, как он подписал явку с повинной после двух допросов, во время которых его пинали, били головой о сейф, стаскивали брюки, грозились «опустить» со снятием процесса на камеру, порвали в клочья куртку.  В отделении на улице Гоголя он впервые узнал о краже 44 тысяч рублей из одного из торговых центров, куда он заходил с другом Павлом, чтобы положить деньги на мобильный телефон. Когда после двухчасовых измывательств он вынужден был дать согласие взять на себя эту кражу, парня отвезли в отделение полиции на ул. Калинина. Там ему объяснили, каким образом и где он похитил деньги. Он все это написал под диктовку опера. При следственном эксперименте в магазине ни оперативника, ни следователя, ни «бесплатного адвоката» нисколько не смутило, что  Дмитрий не мог дотянуться до ящика кассового аппарата со стороны широкого прилавка.

«В конце февраля Дмитрий в заявлении на имя министра внутренних дел Карелии попросил признать все свои показания, данные под физическим воздействием и угрозами, недействительными,  – рассказала Надежда Павлова. – Его адвокатом по моей просьбе стала Ольга Рыбалова. Ей удалось доказать, что парень был не виновен в этой краже. 30 июля было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с непричастностью подозреваемого к преступлению. Но уголовного дела в отношении тех, кто бил Дмитрия, следственный отдел так и не возбудил».
Но на этом история с полицией для Дмитрия и Павла не закончилась. В августе парней задержали в Беломорске, где они якобы обокрали несколько магазинов. Ребята на машине добрались до Кеми, откуда собирались отправиться на Соловки. Из-за отсутствия мест в кемских гостиницах решили переночевать в Беломорске. Там-то их и взяли за кражи, которые были совершены в то время, когда бывшие выпускники детдома находились в Кеми. После допроса с пристрастием (следы побоев подозреваемый зафиксировал в больнице Беломорска, а затем в травматологическом отделении петрозаводской БСМП)  Павел Строгаев признался во всем, хотя не мог даже сказать, в каких магазинах и что украли.

«Мы направили заявления министру внутренних дел республики с просьбой провести проверку по данному делу, – говорит адвокат Ольга Рыбалова. – Пока ответа не получили. Но со стороны это выглядит как преследование, месть за то, что ребята смогли доказать свою непричастность к преступлению в первый раз и указать на тех, кто распускает руки в отделе полиции».

Не имеем полномочий

Когда в Карелии обратят внимание на побои в отделах полиции? Еще в 2005 году юристы Первой коллегии адвокатов  республики обращались в комитет по законности и правопорядку карельского парламента. На четырех страницах письма на имя руководителя комитета были изложены многочисленные факты избиения подозреваемых. Жертвами дознавателей становились даже несовершеннолетние и инвалиды. Представленные адвокатами факты никто не опроверг, поскольку они основывались на доказательной базе. Но почему-то по результатам проверок факты избиения не подтверждаются.

«Как оценить такие действия сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры? Профессиональные уловки? Откровенная безнаказанность? Защита чести мундира?» – задавались вопросами адвокаты в своем обращении в Законодательное собрание. Ответ был краток: «В соответствии с Конституцией РФ Законодательное собрание Республики Карелия не имеет полномочий по контролю за деятельностью правоохранительных органов».  Так, может, спустя семь лет парламентарии и общественность все-таки займутся проблемами побоев?! Или будем ждать, пока дознаватели убьют кого-нибудь на допросе, как это произошло в Казани? Хотя чего уже ждать? В августе сотрудник Питкярантского отдела полиции превысил свои должностные полномочия: «выбивая» свидетельские показания по делу 8-летней давности, убил подозреваемого. Следствие по этому делу еще идет, представители Следственного комитета и отдела полиции в Питкяранте ситуацию не комментируют. Честь мундира дороже? Но то, что безнаказанность привела к трагедии, уже очевидно.

Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»

 

Комментарии

Andrey
2012-11-01 09:48:00
Пора этих "мусоров" на место ставить!!!
алексей
2012-10-10 21:30:00
если полисмен работает кувалдой-рано или поздно он подпрыгнет,головой надо работать,иначе тупик...
Иван
2012-10-09 23:35:00
Какой кошмар!!!! И этим людям подняли зарплату в несколько раз!!! Спасибо за смелую статью
Что говорить про районные ОВД
2012-10-07 14:31:00
Если в столице выбивают показания? В конце восьмидесятых годов меня, девушку избили резиновой дубинкой, сбили с ног и отделали по полной. Когда утром дежурный мент дал мне справочку о том, чтобы я заплатила 50 рублей штрафа, я воспротивилась и сказала, что сейчас же пойду снимать побои . Меня тут же отпустили, но через неделю на работу пришёл документ, о том чтобы высчитать с меня этот штраф. Я до сих пор помню того садиста, маленького и страшненького Лёшу из районного отдела г Медвежьегорска.
St-M
2012-10-04 23:18:00
Их мундиры стали "бронированными" не вчера, и не в 1983-м, а гораздо раньше. Ситуацию усугубляет недостаток/отсутствие профессионализма. Зачем искать настоящих преступников, когда можно вытащить кого-нибудь из т.н. "оперативной базы" и просто выбить признание.
Прошли "переатестацию"???
2012-10-04 18:21:00
Какие были наши стражи порядка, такими и остались, ничего не меняется, позор МВД.
Гость
Сегодня, 29 марта 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.