12:00, 07 Ноября 2013
Кто сменит Бориса Таратунина?

Борьба за кресло председателя Верховного суда Карелии началась

Борьба за кресло председателя Верховного суда Карелии началась

18 ноября председателю Верховного суда Карелии Борису Таратунину исполнится 70 лет. Поскольку для такой должности этот возраст – предельный, Борис Константинович уходит в отставку. Не случайно, что Таратунин заранее подумывал о преемнике, которого видел в своем заместителе, 56-летней Светлане Шмотиковой. По мнению многих судей, она – кандидат достойный, довольно долго возглавляла Кондопожский городской суд, а в октябре 2011 года стала зампредседателя Верховного. Именно ее кандидатуру рекомендовал Борис Таратутин председателю Верховного суда России Вячеславу Лебедеву, который предлагает претендентов на должность руководителя суда субъекта РФ для рассмотрения на заседании Высшей квалификационной коллегии судей страны. Лебедев с Таратуниным согласился и внес туда кандидатуру Шмотиковой.

Одновременно в конкурсе на должность главного судьи Карелии лично пожелал участвовать 51-летний судья Ленинградского областного суда Геннадий Перфильев. Свою трудовую деятельность выпускник юридического факультета Ленинградского госуниверситета, который он закончил в 1988 году (на год позже российского премьера Дмитрия Медведева) Перфильев начал судьей Гатчинского городского суда Ленинградской области: о его работе здесь имеется информация на сайте этого суда. 

Напомним, что глава Карелии Александр Худилайнен с 1987-го по 2011 год работал в органах местного самоуправления того же Гатчинского района, в 2001 году став его главой. Не мудрено, что Худилайнен и Перфильев, по слухам, хорошо знакомы, продолжали поддерживать отношения и после 1994 года, когда последний стал судьей Ленинградского областного суда. И потому резонно предположить, что Александр Худилайнен на должности председателя Верховного суда Карелии хотел видеть своего человека, которым мог быть Геннадий Перфильев.

Этого же, поговаривают, очень хотел и министр юстиции республики Константин Этингоф, с 2010 по 2012 годы работавший помощником председателя Ленинградского областного суда и, естественно, знакомый с Геннадием Перфильевым, который в 2005 году также участвовал в конкурсе на должность председателя Ленинградского областного суда, но потерпел фиаско.

Не удалось ему возглавить и Верховный суд Карелии, как, впрочем, и Светлане Шмотиковой, хотя именно ее кандидатуру на заседании 24 сентября одобрила Высшая квалификационная коллегия судей России. Из информации на ее сайте следует, что «Шмотикова имеет большой опыт работы на руководящих должностях в судах различного уровня, когда как такой опыт у Перфильева отсутствует».

В результате из борьбы за высокую должность он выбыл раньше Шмотиковой, а ее кандидатура по представлению квалификационной коллегии была недавно рассмотрена образованной всего несколько лет назад кадровой комиссией при администрации президента России. И эта самая комиссия «почему-то» не пропустила кандидатуру Светланы Шмотиковой дальше, уже на подпись президенту. По имеющейся информации, члены комиссии наговорили ей немало хороших слов, каких-либо претензий не высказали. «Против» был единственный «аргумент»: езжайте руководить судом другого региона, хотя такой альтернативный вариант Шмотиковой не предложили.

Злые языки предполагают, что к такому повороту событий мог приложить усилия сам Александр Худилайнен, не так давно встречавшийся с Владимиром Путиным, и который в силу высокой должности вхож в администрацию президента. Мог постараться за своего «парня» и Константин Этингоф. По-человечески – это понятно. А по государственному? Не случайно многие россияне невесело говорят о вызывающих много, по меньшей мере, недоуменных вопросов уж очень тесной «дружбе», казалось бы, «независимых» судебных органов с властью.

Высказать свое отношение к происходящему мы попросили Бориса Таратунина.

- Мне очень жаль, что так произошло, - сказал он. – Не изменю мнения, что Светлана Анатольевна Шмотикова – прекрасный кандидат на должность председателя Верховного суда. Вместе с ней мы были у Вячеслава Лебедева, беседовали с ним. Он тоже считает ее «нормальным кандидатом», и не случайно высшая квалификационная коллегия судей России в составе 23 человек единогласно проголосовала за Шмотикову.

- А с Перфильевым Лебедев встречался?

- Он его даже не принял, не встречался с ним, рядовым судьей Ленинградского областного суда. Тем более что Перфильев сам подавал документы на конкурс, и его кандидатуру Высшей квалификационной коллегии судей России Лебедев не предлагал.
Не скрою, мне обидно, что в администрации президента, получается, не прислушались и к моему мнению тоже. Я целых 40 лет проработал в Верховном суде Карелии, последние 27 лет – его председателем. Судебная система республики работала и работает нормально. И в этом, без ложной скромности, моя заслуга, и немалая.

- Что же дальше? Имеют ли Перфильев и Шмотикова право снова претендовать на то, чтобы стать вашими преемниками?

- Перфильев в течение года такое право иметь не будет. Что касается Шмотиковой, то это право у нее есть, но думаю, ей нет никакого смысла на те же грабли наступать. Не могу на 100 процентов утверждать, что в следующий раз она пройдет кадровую комиссию при администрации президента. Скорее всего, это ей снова не удастся.

- Кого же вы теперь порекомендуете Вячеславу Лебедеву на свое место?

- Не отвечу на этот вопрос, не посоветовавшись с ним. Сделать это сейчас не могу, потому, как он болеет, потому пока беспокоить его нельзя, нехорошо.

- В свете последних событий муссируется предположение, что Верховный суд восстановил Александра Чаженгина в должности первого заместителя главы Карелии далеко не случайно, по понятной причине обиды за Шмотикову.

- Пусть кто-то высказывает любые домыслы, но мы действовали по закону. Я уже как-то говорил вам, что в определенных случаях на меня пытались «давить». Тогда я заявлял и могу повторить сейчас: на меня «давить» бесполезно.

Понятно, что правительство Карелии не оставило намерений помочь возглавить Верховный суд республики «своему» человеку. Рискнем предположить, что им, действительно, может стать очередной «варяг» из питерских краев, который пожелает участвовать в новой конкурсной процедуре. И если это все-таки случится, хотелось бы, чтобы новый главный судья Карелии был, прежде всего, профессионалом, а не только «своим парнем», действующим по указке высоких покровителей.

Светлана Лысенко

 

Комментарии

Алексей Петрович
2013-11-21 15:10:00
Нуу, Пётр Алексеевич, вы загнули!
Леонид
2013-11-11 15:04:00
Могу судить только по своей практике общения с Верховным Судом, а она очень неприглядная для Верховного. Судьи ангажированы, хамоваты и выносят решения исходя из "мнения" своего руководителя. Моё "дело" касалось избирательного права и судьи почему-то не захотели увидеть прямоё нарушение Закона. Думаю, что без смотрящего ока председателя тут не обошлось. Мне лично было стыдно за такой суд. Дело было в 2007 году.
Пётр Алексеевич
2013-11-10 15:05:00
Кто знает тему - знает, что в Карелии устойчивая судебная практика, основанная на профессионализме судей, их независимости, гражданской стойкости и подчинению только Закону. Даже слухов о нарушениях судьями законов в республике нет! Это ж какие извилины в мозгу должны быть для выдумок об ОПГ?? Жаль, что желающие изображать из себя на сайте известную "Моську" не перевелись. Но надо знать и этим гордиться всем жителям республики - коллектив судей Карелии - многие годы - один из лучших в России! В этом заслуга всего коллектива и, во многом - лично Б.К.Таратунина!
Artem
2013-11-08 22:32:00
Господин Таратунин, Вы лицемер который организовал судебную ОПГ. Как бы я не относился критически к Главе РК, но в этот раз я желаю ему победы. А Вам стоило бы поучиться у арбитражных судов.
Гость
Сегодня, 19 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.