12:00, 07 Апреля 2017
За что досталось Гоголевскому центру?

В Петрозаводске практически на ровном месте возник скандал – 3 апреля "Гоголевский" торговый центр и все организации, что в нем размещаются, оказались отключенными от электричества. 

В Петрозаводске практически на ровном месте возник скандал – 3 апреля "Гоголевский" торговый центр и все организации, что в нем размещаются, оказались отключенными от электричества. Поначалу называлось несколько версий произошедшего: от поврежденного кабеля до крупной задолженности. 5 апреля электричество снова появилось в здании. Что же случилось в крупном ТЦ карельской столицы?

 

На самом деле все началось еще в декабре 2016 года. АО "Петромика" (основной собственник помещений Гоголевского центра и владелец электроустановок) имеет договор с гарантирующим поставщиком электроэнергии – ООО "Энергокомфорт. Карелия". В конце прошлого года на энергоустановке АО "Петромика" в результате "происшествия" перегорел (а может быть, был заменён на перегоревший?) предохранитель в цепях высокого напряжения, что привело к недоучету потребленной электроэнергии, искажению показаний приборов учета. При возникновении подобной неисправности должна была сработать сигнализация (ее наличие регламентировано правилами устройства электроустановок), предупреждающая об отсутствии напряжения на фазе, а персонал АО "Петромика", в свою очередь, должен был незамедлительно сообщить о случившемся гарантирующему поставщику. А вместо этого, по информации энергетиков, в течение почти двух недель компания потребляла электроэнергию, которая не доучитывалась.

Кроме того, в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных министерством энергетики РФ, руководитель компании-потребителя несёт персональную ответственность за нарушения в работе электроустановок. Тем большее недоумение у энергетиков вызвало официальное заявление АО "Петромика", распространенное в открытом письме: "Нам как не специалистам в этой области, данное повреждение самостоятельно определить было невозможно. Визуально оно никак не проявлялось".

Возникает резонный вопрос: как обслуживаются электроустановки "Петромики"? Ведь в собственности у предприятия находится электрооборудование, мощность которого соизмерима с электроснабжением 15 девятиэтажных домов. И это всё в центре города.

Ненадлежащее обслуживание столь серьезного оборудования может привести к более тяжелым последствиям в процессе его эксплуатации. Это может быть и взрыв, и пожар, или смертельный случай с персоналом. Может, контролирующим органам стоит присмотреться к энергообъектам "Петромики" и провести там внеочередную проверку правильности их обслуживания?

Неисправность измерительного комплекса была обнаружена специалистами ПКС при проверке приборов учёта, после чего был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии. "Электрические сети" предъявили акт гарантирующему поставщику – "Энергокомфорту", а тот в свою очередь выставил счет АО "Петромика" на 11,2 млн рублей за тот период, пока потребление электроэнергии не доучитывалось. Энергетики уточнили, что сумма счета была минимальной, по сравнению с той, которую позволяет выставить законодательство – расчёт был произведён только за дни неучтенного потребления.

Два месяца без оплаты

В январе 2017 года компания "Петромика" получила соответствующий счет и никак не отреагировала на документ. Все это время никакого конструктивного диалога ни с сетевой, ни со сбытовой компанией не велось.

В феврале энергетики отправили должнику первое уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии. Через месяц, 16 марта, АО "Петромика" получило повторное уведомление.

30 марта энергетики прибыли на объект, чтобы в соответствии с Правилами ввести частичное ограничение потребления электроэнергии АО "Петромика", без прерывания электроснабжения субабонентов. Однако представители компании не допустили сотрудников ПКС в свою энергоустановку.

А уже 3 апреля, в соответствии с законодательством, для АО "Петромика" был введен режим полного ограничения электроэнергии ТЦ – другого выхода у энергетиков просто не было. 

5 апреля в адрес ООО "Энергокомфорт.Карелия" поступило письменное обращение от руководства АО "Петромика" с просьбой возобновить электроснабжение объекта, чтобы "снять социальное напряжение".  Гарантирующий поставщик пошел навстречу, и потребители были подключены.  При этом "Энергокомфорт" уже инициировал судебное разбирательство с АО "Петромика" по имеющейся задолженности по оплате электроэнергии.

Конфликт с отключением электроэнергии в Гоголевском центре выявил факты, оценку которым в обозримом будущем, возможно, дадут надзорные или даже правоохранительные органы.

По имеющейся информации, АО "Петромика" собирает за электричество деньги с арендаторов помещений. На каком основании это делается, пока непонятно, так как компания не является энергосбытовой, и вряд ли имеет на это право. По какому тарифу АО "Петромика" покупает электроэнергию у "Энергокомфорта" и по какому тарифу продает своим арендаторам и есть ли в этих действиях факт незаконной перепродажи электроэнергии предстоит, вероятно, выяснить соответствующим структурам.

Реакция СМИ и омбудсмена

Энергетиков не столько обескуражил, сколько удивил комментарий бизнес-омбудсмена Карелии Елены Гнетовой, распространенный в региональных СМИ. В частности, речь идет о фразе, что "факт безучетного потребления не может быть основанием для отключения. Энергетики должны сначала доказать этот факт в суде и только на основании судебного решения отключать электричество".

В то же время, отмечают энергетики, причиной для отключения послужил не акт неучтенного потребления, а задолженность, которую потребитель отказывался гасить в течение двух месяцев. В соответствии с законодательством отказ потребителя от признания задолженности или указанного в уведомлении размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления. Нормативными актами предусмотрена и обязанность АО "Петромика" допустить энергетиков в свои сети для ввода ограничения, что сохранило бы режим потребления субабонентов.

По словам Елены Гнетовой, энергетики обвинили АО "Петромика" в безучетном потреблении электроэнергии, то есть фактически в воровстве.

В "Энергокомфорте" и п "ПКС. Электрические сети" отмечают, что "Петромику" в воровстве никто не обвинял. Энергетики лишь зафиксировали факт неучтенного потребления, который может возникнуть осознанно (т.е. умышленно) или неосознанно (т.е. из-за халатного отношения к своим измерительным комплексам). Но есть интересный факт: в феврале АО "Петромика" потребило в 1,5 раза электроэнергии больше чем в более холодном и длинном январе. Интересно, чем это объясняется?

"Еще раз хочется выделить, что потребитель, в большинстве своем, относится к электроэнергии как к народному добру, не обращая внимания на обязанность следить за прибором учета, за своим электрооборудованием в целом. Электроэнергия – это такой же товар и за него надо платить. Видимо, масштабы хищений этого ресурса в стране достигли такого уровня, что буквально на прошлой неделе в Государственную думу был внесён на рассмотрение законопроект, предусматривающий за воровство электроэнергии уголовную ответственность со сроком наказания до 6 лет лишения свободы", - отмечают энергетики.

Андрей Кузнецов


 

Комментарии

Гость
Сегодня, 24 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.