12:00, 21 Января 2015
Под знаком импортозамещения

Директор Института экономики КНЦ РАН о проблемах и препонах импортозамещения в России и Карелии

Директор Института экономики КНЦ РАН о проблемах и препонах импортозамещения в России и Карелии

В Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию 4 декабря 2014 года была поставлена задача стимулирования импортозамещения и содействия ускоренному развитию несырьевых компаний, призванных изменить экспортный потенциал страны. Задача эта была обусловлена необходимостью выработки комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики в условиях нестабильного курса рубля и внешнеполитических санкций, на усиление экономической безопасности страны и ее регионов за счет снижения зависимости от импорта и наращивания экспортного потенциала в несырьевых секторах.

Хотя сами задачи вовсе не новы (перед российской экономикой они стоят уже без малого 20 лет), но сегодня они приобретают особый смысл и значение. Если хотите, это вопрос выживания российской экономики. Поэтому их решение стоит того, чтобы объединить усилия предпринимательского и экспертного сообщества.

16 декабря 2014 года в Институте экономики Карельского научного центра РАН состоялся первый из серии круглых столов на тему "Механизмы поддержки и стимулирования развития импортозамещающих и несырьевых экспортоориентированных производств в Республике Карелия". Их планируется продолжить в январе – феврале 2015 года. С инициативой об их проведении выступило Агентство стратегических инициатив, а участниками первого мероприятия стали представители карельской власти и местного самоуправления, предприниматели, руководители и представители карельских предприятий, бизнес-ассоциаций, ученые и эксперты.

Главной целью серии мероприятий является разработка организационно-финансового механизма поддержки и стимулирования развития импортозамещающих и несырьевых экспортоориентированных производств в Республике Карелия и подготовка соответствующих пилотных проектов по его внедрению.

Без денег, инфраструктуры и кадров нет импортозамещения

Известно, что для того, чтобы выработать решение какой-либо задачи, необходимо сначала углубиться в ее суть, обозначить проблемное поле. С этого и решено было начать.

С какими же проблемами сегодня сталкиваются экспортные компании и предприниматели, выпускающие импортозамещающую продукцию? Скажу сразу: организаторы были несколько обескуражены потоком проблем, который полился из уст предпринимателей. Было видно сразу – накипело. Ниже приводятся лишь наиболее значимые по мнению предпринимателей проблемы.

Как наиболее значимую, предприниматели назвали проблему низкой доступности финансовых и кредитных ресурсов. Особенно сложная ситуация складывается в сфере краткосрочного кредитования для обеспечения предприятий оборотным капиталом, ситуация с которым за последние несколько месяцев на ряде предприятий стала критической.

На одно из центральных мест предпринимателями ставится проблема роста тарифов естественных монополий, без удержания которых сводятся на нет все позитивные действия по стимулированию импортозамещения. Если напрямую повышения тарифов и не происходит, то субъекты естественных монополий часто действуют через изменение методик обоснования тарифов и затрат. Ярким примером этого является изменение методики расчета железнодорожного тарифа на перевозку грузов с кратчайшего расстояния его доставки на фактическое расстояние. В 2014 году подобное изменение методики расчета тарифа со стороны Октябрьской железной дороги, фактически, поставило на грань банкротства полтора десятка карельских горнодобывающих компаний.

Не менее значимой, по мнению предпринимателей, является проблема, связанная с отсутствием требуемых земельных участков и инвестплощадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой. Данная проблема в Карелии усугубляется еще и высокой стоимостью земельных участков вследствие завышенной кадастровой стоимости.

Еще одной крайне актуальной для Республики Карелия является проблема обеспечения предприятий электроэнергией. В частности, участниками круглого стола отмечены крайне ограниченные возможности подключения к энергоснабжению с требуемой потребляемой мощностью (эти возможности есть далеко не во всех муниципальных районах), длительные сроки и высокая стоимость подключения, а также высокие энергетические тарифы, на 20–40% превышающие тарифы, действующих в соседних с Карелией регионах.

Наиболее важной системной проблемой на пути импортозамещения в России предпринимателями назван крайне низкий уровень технологической культуры в стране. Во многом это связано с острым дефицитом квалифицированных инженерных кадров и низким уровнем подготовки тех специалистов, которые уже существуют. Это, пожалуй, главная и наиболее сложная проблема, решить которую в ближайшие 2–3 года не удастся. Должна быть воссоздана целостная цепочка подготовки инженерных кадров, включая и восстановление целых блоков инженерно-технического образования.

На страже российских экономических границ


Но, как оказалось, эти проблемы инфраструктурного, финансового и кадрового плана меркнут перед теми сложностями, которые испытывают карельские предприниматели при осуществлении экспортной деятельности. В частности, участники круглого стола обратили внимание на то, что, сегодня в результате высоких административных барьеров оказалась, фактически, блокирована деятельность малых и средних экспортоориентированных компаний, которые не в состоянии иметь в своей структуре значительные по численности сотрудников подразделения, занимающиеся сопровождением экспортно-импортных сделок.

Даже те единичные в Карелии продвинутые компании, которые сегодня определяют экспортный потенциал России на рынке специализированных товаров (например, карельская компания MB Barbell, обеспечивающая около 70% производства спортивных тренажеров в России), не могут в результате высоких административных барьеров в полной мере использовать свой экспортных потенциал и вынуждены уходить с зарубежных рынков.

В числе наиболее серьезных административных барьеров был назван постоянный рост и без того излишнего объема документооборота по таможенному оформлению грузов. К слову, таможенные органы требуют от экспортеров предоставлять, в числе прочего, даже сведения о состоянии валютных счетов контрагента!

По словам предпринимателей, в работе таможенных органов действует негласное правило "ни один экспортер не должен уйти безнаказанным", чем, во многом, и обусловлен излишне большой объем документации для согласования экспортной сделки. По мнению предпринимателей, российской таможней сегодня в полной мере выполняются лишь контрольная и фискальная функции и, фактически, полностью отсутствует стимулирующая функция. Например, на практике полностью отсутствует система поддержки экспортеров.

Также, по словам предпринимателей, к числу административных барьеров следует отнести фактическое отсутствие согласованных и скоординированных действий российской таможни и таможен стран-контрагентов, в результате чего для одной экспортно-импортной сделки приходится оформлять два совершенно различных пакета документов.

Все это ведут к многократному росту транзакционных издержек компаний-экспортеров, а частые изменения таможенных требований и правил многие предприниматели склонны рассматривать в качестве одной из разновидностей коррупции и серьезной угрозы экономической безопасности страны. Кстати, по мнению Всемирной торговой организации, это трактуется как один из видов нетарифных ограничений экспорта и импорта.

По мнению предпринимателей, аналогичные (если не большие) административные ограничения сегодня существуют и в отношении импорта. Прежде всего, это касается импорта производственного оборудования, значительная часть которого квалифицируется как продукция двойного назначения. Объем сопроводительных документов импортной сделки и количество экспертиз, которые необходимо пройти для ввоза в Россию подобного оборудования, зачастую увеличивает его стоимость в разы, существенно удорожая инвестиционные проекты в производственной сфере. Под перечень продукции двойного назначения попадается, фактически, 90% всего производственного оборудования, без которого организовать современные импортозамещающие и экспортоориентированные производства в стране невозможно.

Кроме того, сегодня даже при реализации крупных инфраструктурных проектов с привлечением государственного финансирования используются в большом объеме импортные комплектующие, которые вполне могли бы быть заменены аналогичными комплектующими российского производства. Это существенно удорожает инвестпроекты (наверное, кому-то это выгодно) и представляет упущенные возможности для импортозамещения.

Еще одна проблема, на которую указывают предприниматели – это высокие административные барьеры, связанные с временным ввозом и вывозом товаров. Часто, в связи с постоянными изменениями таможенных правил, временно вывезенные товары (например, для участия в международных выставках) впоследствии невозможно ввести обратно в страну. Это резко сужает маркетинговые возможности российских производителей, а часто, делает невозможным их участие в крупных международных выставках. А страдает от этого национальная конкурентоспособность страны.

Изгибы государственной экономической политики


Кроме вышеназванных проблем, участниками круглого стола был отмечен целый ряд проблем, связанных с реализуемыми инвестиционной и промышленной политиками государства. Здесь тоже далеко не все гладко.

Например, основные полномочия и инструменты господдержки инвестиционных проектов и институты развития сконцентрированы на федеральном уровне. А имеющиеся региональные институты развития, как правило, слабо развиты и решающей роли не играют. Этот факт усиливает концентрацию капитала и управленческих полномочий в федеральном центре и ведет к оттоку капитала и инвестиционных ресурсов из регионов.

То же самое касается и механизмов поддержки промышленности. Они также сконцентрированы на федеральном уровне и администрируются Минпромторгом России. В этих условиях отсутствуют инструменты "тонкой настройки" промышленной политики в соответствии со специфическими особенностями и имеющимися возможностями регионов. В законопроекте "О промышленной политике в РФ", который готовится к принятию Госдумой РФ, также эти инструменты не предусмотрены. В результате, сегодня нет правовых основ для того, чтобы регионы могли самостоятельно разрабатывать и администрировать свои полноценные программы развития импортозамещающих производств.

Отдельную проблему сегодня представляет поляризация государственных инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие импортозамещающих и экспортоориентированных производств, в результате создания, так называемых, "регионов опережающего развития" (например, Дальнего Востока). В этих условиях получить серьезную государственную поддержку для реализации крупных производственных проектов в регионах, не входящих в «зону опережающего развития» становится практически невыполнимой задачей.

Государственная поддержка индустриальных парков сегодня сфокусирована, преимущественно, на уже созданных парках. Так, принятое в конце октября 2014 года постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил отбора субъектов РФ на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков", ориентировано на поддержку уже успешно работающих парков, создавая дополнительные условия для их развития.

Поддержка же создания новых парков ограничена лишь инструментами развития моногородов и двумя видами мер господдержки в рамках подпрограммы "Индустриальные (промышленные) парки" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в РФ". Да и то, они направлены на субсидирование процентной ставки по кредитам для управляющих компаний и компенсацию затрат региональных бюджетов по созданию инфраструктуры индустриального парка. Но даже эти инструменты сегодня, фактически, не обеспечены бюджетными ресурсами. В результате, те регионы, где промпарки созданы, получают дополнительные ресурсы для их развития я, а в тех регионах, где их нет, по сути, происходит "консервация" низкого уровня развития промышленности и их низкой инвестиционной привлекательности.

Отдельно надо сказать и о низкой эффективности господдержки инновационных производств (особенно в сфере малого инновационного бизнеса). В инновационной сфере происходит "подмена понятий". Многие инновационные компании, получившие господдержку, вместо того, чтобы показывать высокую рентабельность и выходить в лидеры на своих сегментах рынка (для чего, собственно, им и предоставлялась господдержка), "подсаживаются" на государственное субсидирование, и их основной целью становится освоение бюджетных средств. Особенно много таких инновационных компаний при вузах, созданных в соответствии с Законом РФ № 217-ФЗ.

Еще одна проблема, на которой предприниматели акцентировали свое внимание, – крайне слабое взаимодействие компаний между собой при разработке и реализации крупных промышленных инвестпроектов. Преимущественное развитие получают индивидуальные, а не концессионные проекты, которые могут реализовываться на основе разделения рисков между их участниками. Также здесь недорабатывают и бизнес-ассоциации, которые могли бы выступить инициаторами подобных концессионных проектов.

Но, пожалуй, ключевой структурной проблемой на пути развития импортозамещающих производств является то, что реализуемая в стране монетарная макроэкономическая политика не имеет ничего общего с эффективной инвестиционной и промышленной политикой. Сегодня улучшение макроэкономических показателей и стабилизация курса рубля осуществляются за счет перетока ресурсов из реального сектора экономики, ухудшения положения и инвестиционных возможностей компаний. В этих условиях, ожидать повышения инвестиционной активности предприятий, к сожалению, не стоит.

Однако все это не означает, что ничего уже исправить. Есть целый ряд мер и последовательных шагов, реализация которых позволит инициировать постепенные изменения и все-таки запустить механизмы импортозамещения. Но об этом в следующем материале.

Юрий Савельев,
директор Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук

"ЭкспертКарелия"

 

Комментарии

Илья Борисович
2015-01-21 23:40:00
Обязанность интеллектуала - искать истину. Умение интеллектуала - продавать знания. Знаете, Николай, ситуация не может меняться или не меняться от собственно наличия академического института, но она точно изменилась бы, если власть слушала и слышала интеллектуалов.
Николай
2015-01-21 12:42:00
От наличия целого Института экономики ситуация в Карелия не меняется)) Встретились, пообщались, включили в отчет о выполненной работе и на этом все.
Гость
Сегодня, 24 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.