12:00, 20 Февраля 2017
Станислав Протасов, старший вице-президент Acronis:
Соцпакет и высокая зарплата «убивают» профессионалов

Почему работодатели ждут от сотрудников креатива, а превращают их в бесполезных клерков? 

Почему работодатели ждут от сотрудников креатива, а превращают их в бесполезных клерков? 

Представим начало карьеры любого талантливого, «заряженного» молодого человека: он только-только пришел в компанию и хочет перевернуть мир. У него ко всему юношеская нетерпимость, и обычно этот парень не готов выполнять скучную, «обычную» работу, особенно если не понимает, зачем это нужно. Да, он может ошибаться в работе или делать глупости. Но одно точно: если его попытаться заставить делать что-то из того, что он считает бессмысленным, он не согласится. И он не успокоится, пока его либо не переубедят, либо не «зальют» проблему деньгами. Именно так нередко и делают большие компании, пытаясь удержать таланты. И я их понимаю — всем нужны творцы, особенно в условиях жесточайшей конкуренции за профессионалов. Так появляются «золотые клетки».

Человек слаб, и ему тяжело противостоять соблазнам. Найти хорошее место работы не так просто, особенно если он уже поработал и видел разное, в том числе плохое. А тут так много приятных вещей: бесплатный мобильный телефон, спортзал, питание. Отказаться трудно, и специалист начинает искать компромисс со своими творческими амбициями — вспоминает про ипотеку, про помощь пожилым родителям. Легко понять, что такой компромисс легко и быстро находится. Таким образом, «золотая клетка» работает как наркотик — она вызывает зависимость и необратимые последствия.

Впрочем, в этой истории хуже другое — человек со временем утрачивает способность творить. Как много людей, даже в великих компаниях, действительно меняют мир, выпускают продукты, которыми будут пользоваться миллионы? Очень немногие — единицы, максимум десятки, и это нормально. Так что человек из «золотой клетки», скорее всего, просто сидит в почетном «запасе»: возможно, когда-то пригодится, но шанс невелик. Представьте, как много толковых ребят в любой крупной IT-компании — их даже не сотни, а многие тысячи, так что конкуренция за классный проект жестокая.

При этом сам человек понимает, что тратит свое время впустую, но «золотая клетка» уже сработала: тут — куча удобств, которые тяжело бросить, а там — пугающая неизвестность. С совестью, как мы помним, договориться несложно, особенно единожды это сделав. Так со временем талант с горящими глазами теряет хватку, страсть к созданию великого и теряет мотивацию, потому что уже не видит связи своего труда с карьерой.

Знаете, я всегда удивлялся тому, как много сотрудников американских офисов IT-корпораций, в которых мне довелось побывать, улетучиваются с рабочего места на пятичасовом корпоративном автобусе. Это своего рода взаимная взятка: компания обеспечивает приятное безоблачное пребывание в офисе, а за это сотрудники годами «отбывают» рабочий день от и до, не претендуя на большее.

Корпорациям, как правило, нужны клерки, а не бойцы и люди с богатым творческим воображением. Правильно сделать презентацию, отправить правильный мейл, вовремя вставить комментарий на обсуждении — этого ли хочет настоящий молодой профессионал? В итоге даже великие компании, которые у всех на слуху, уже не те — уходит дух покорения мира, возможно — навсегда, хотя его и пытаются возродить. В результате остаются бесплатные обеды и совещания по три часа.

Я отлично понимаю, зачем работодатели это делают, и не готов их осуждать. Но все-таки я убежден: для амбициозного человека мотивация должна быть другая — создать что-то выдающееся, хотя бы даже сделать карьеру, а не «отбыть» рабочий день. Повторю еще раз: находясь в стопроцентно защищенном положении, профессионал расслабляется и навсегда теряет тягу к вызову.

В подтверждение приведу пример из собственной практики: был у меня очень талантливый подчиненный — программист и архитектор, с которым мы сделали несколько действительно крутых вещей. Позже он переехал в одну очень крупную американскую IТ-компанию, но так и не нашел там сопоставимого его таланту вызова. В итоге парень быстро превратился в типичного «белого воротничка» — с разговорами об ипотеке, с выходными на озере и ежегодным отпуском на пляже. Я понимаю его выбор, но все равно убежден, что это грустная история.

Вывод прост: всем нравятся предлагаемые на работе блага, но они не должны быть главным и единственным фактором мотивации. Настоящая ценность — это не соцпакет и не приставка в офисе. Есть гораздо более правильные индикаторы работодателя: пытается ли компания «завоевать» мир, есть ли в ней сотрудники-менторы, у которых можно многому научиться, не уходят ли люди с работы строго в шесть вечера. В таком месте человек получит возможность показать свою крутизну, а не превратиться в очередного бесполезного клерка.

Источник: RNS

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 29 марта 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.