12:00, 27 Января 2014
Вадим Штепа, публицист, регионалист:
Почему города в России не властны над своим обликом?

В январе в столице Карелии возникла дискуссия о том, насколько уместен памятник Кирову на одной из главных площадей города – равно как и название этой площади его именем


Разумеется, дежурно заголосили противники всяческих перемен, считающие себя «защитниками нашей истории». Однако если большевистский чиновник Киров и имел какое-то отношение к истории Карелии – то довольно мрачное. На рубеже 1920-30-х годов он был одним из руководителей строительства лагерей Беломорканала. Можно ли в современной Германии представить памятник строителю нацистских концлагерей?

Проект демонтажа этого памятника предложил преподаватель Владимир Супов, который 21 января выступил с обоснованием своей инициативы на заседании культурно-исторической комиссии городской администрации. Но, как оказалось, мэрия Петрозаводска решать этот вопрос не вправе! На заседании было зачитано письмо из министерства культуры Карелии, в котором сообщалось, что советские идолы Ленина, Кирова, Маркса и Энгельса являются «объектами культурного наследия федерального значения». И, следовательно, принимать решение об их демонтаже или переносе может только правительство России.

Меня весьма заинтересовали юридические подробности такого положения дел, и вот что удалось раскопать в интернете. На сайте со списком объектов историко-культурного наследия Петрозаводска эти советские монументы действительно причислены к «памятникам искусства». Но там же есть ссылка на мотивацию такого причисления – это постановление Совета министров РСФСР еще 1960 года. Понятно, что в ту эпоху власть руководствовалась коммунистической идеологией и называла «памятниками искусства» любые монументы своим вождям. Кстати, в этом же постановлении московский мавзолей упомянут еще под двумя именами – Ленина и Сталина. И вот этот законодательный акт, оказывается, действует до сих пор!

О памятнике Марксу и Энгельсу еще можно было бы поспорить с искусствоведческой точки зрения. 

Скульптурно он достаточно оригинален и в народе иронично именуется «рунопевцами». Но какую «художественную ценность» представляет собой однотипно отлитый памятник Кирову (его абсолютный двойник стоит в Медвежьегорске)? Пошловатая «тайна третьей колонны» многим уже надоела...

Подавляющее большинство памятников советским вождям к искусству никакого отношения не имеет. Их историческая роль была совершенно иной – это монументальная пропаганда, имеющая исключительно агитационное значение для утверждения коммунистической идеологии. И пока она захламляет наши улицы – ментально мы по-прежнему будем жить в давно ушедшей эпохе. Какая уж тут модернизация? Какой уникальный городской брендинг? 

Наиболее разумной и цивилизованной мерой было бы перемещение всей этой пропаганды куда-нибудь в пригород и открытие там исторического музея – наподобие литовского Груто парка

Для коммунистов вход туда даже можно сделать бесплатным! А для особенных фанатов советской эпохи – построить несколько гулаговских бараков: пусть при желании там и живут в вечном поклонении своим кумирам...

Что же касается площади между Музыкальным и Национальным театрами, то самое подходящее ей название, конечно, Театральная. И кстати, на месте этого памятника также можно будет сделать еще один – летний, открытый театр, которого в городе до сих пор нет.

Вообще, каким образом связаны имя большевика Кирова и театры? В советское время питерская Мариинка также носила имя «Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени Кирова». Там что, Киров оперы пел? Или балет танцевал?

Но, к сожалению, мэрия Петрозаводска не властна над обликом своего города. Поэтому столицу Карелии, видимо, по-прежнему по-прежнему будут «украшать» советские вожди и имена улиц...

Однако все же остается вопрос – если Россия называет себя «федерацией», почему ее субъекты не могут менять и развивать облик своих городов, а все должны оставаться однотипно советскими? Или никакой федерации у нас на самом деле нет?

Защитники коммунистических памятников еще любят использовать убойный, как им кажется, аргумент: мол, большинство зданий в нынешнем Петрозаводске построено в советскую эпоху. Поэтому давайте, «антисоветчики», сносите заодно и их! Что ж, советские хрущобы и вправду выглядят чудовищно – по сравнению с жилыми домами той же эпохи в тех странах, куда советская власть не дотянулась (в той же Финляндии). Но вообще-то, логика это нелепая – никто не предлагает ничего сносить помимо сугубо идеологических объектов. Например, немцы не взрывают свои автобаны – несмотря на то, что многие из них были проложены при Гитлере. Впрочем, от сравнений с нашими дорогами удержимся – а то, чего доброго, обвинят в «пропаганде фашизма»…

Современный человек свободен от диктата устаревших идеологий. Если же эти идеологические символы продолжают ему навязывать (а уличная монументальная пропаганда – это именно навязывание) – однажды он взорвется и поступит как недавно киевляне:

Ликвидация памятника советскому вождю в Киеве произошла довольно жестко – в отличие от восточноевропейских стран, где от коммунистической символики избавились мирно и цивилизованно еще четверть века назад. Но здесь можно проследить одну историческую закономерность: чем дальше откладывать будущее – тем радикальнее оно нагрянет. Может быть, и нам пора уже перестать руководствоваться постановлениями 1960 года?  

 

Комментарии

Евгений
2014-01-31 09:20:00
Автор освободился от "диктата устаревших идеологий", но явно полностью под диктатом новых. А история - это то, что уже свершилось, и это не изменить. Надо принимать это таким, и беречь нашу историю. Наши предки были не глупее нас, ставя эти памятники. Любая идеология способна только исказить историю. Я думал, речь пойдет об уплотнительной застройке, "недостройке", застройке охранных зон и прочих городских безобразиях ... а тут сплошная "идеология".
Горожанка
2014-01-30 10:26:00
Точно,Skywalker, ничем! И также неуважительно относится к мнению противоположной стороны. И вообще, в честь чего он называется публицистом?! До этого жанра ему еще дотянуться надо.«Публицистика — высший род журналистики. <...> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи". А у Штепы, как всегда, мочиловка. ...А памятник Робеспьеру во Франции никто сносить не собирается.
Горожанка
2014-01-30 10:25:00
Точно,Skywalker, ничем! И также неуважительно относится к мнению противоположной стороны. И вообще, в честь чего он называется публицистом?! До этого жанра ему еще дотянуться надо.«Публицистика — высший род журналистики. <...> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи". А у Штепы, как всегда, мочиловка. ...А памятник Робеспьеру во Франции никто сносить не собирается.
вик
2014-01-29 22:00:00
Ув.публицист ШТЕПА, Вы как и тов.Супов других проблем в городе не видите. Главное попиариться или сломать то, что не вами создано. Приезжайте на Кукковку, я вам покажу десяток помоек , что бы было вам где приложить ваши усилия в реальности и показать свою высочайшую гражданскую ответственность, лопаты захватите. Сделайте фоторепортаж , как 8-летние детишки барахтаясь по грязи нарытой коммунальщиками или по колени в снегу пробираются к местам занятий на Кургане . Там побывали чиновники всех уровней , от руководителей спорта республики до губернатора, но с крутых иномарок отсуствие даже пешеходной тропинки и наличие сотни захоронений домашних животных, примыкающей к трассам, никто не заметил. Может с Вашей подачи и публицистической оценки соединят отрезки ул. Балтийской , разорванной большой помойкой или расчистят тротуары угла ул. Фролова и Ровио заваленные развалинами стройки 15-летней давности, остановите тотальное уничтожение зеленых насаждений при строительстве супермаркетов, которые сохранились при строительстве сотен домов....
Natalja Antonova, Nuori Karjala
2014-01-28 21:57:00
Исторический музей монументов - это отличная идея. Я бы туда своих детей непременно водила. Как и летний театр. В Финляндии их полно и так востребованы! Бывала не раз.... А то что на улицах ПТЗ... и памятники, и названия... Интеллигенция размышляет, борется, строчит письма, фельетоны, а застройщики тем не менее строят, стеклят, бурят, "винегрет" сплошной, всё без облика, кто во что горазд... тесно кругом... уже без деревьев, травки... друг на друге... под друг другом.. без воздуха и свободы... с испарениями, испражнениями и запахами соседа... Нам так теплее наверное, бочком друг к другу.... Один синий, другой красный, а вот тот - стеклянный, а у четвертого фасад оранжевым будет... не важно что через полгода штукатурка сыпаться начнется...Строимся-то по евроценам... А "толчок" скоро один на всех будет в городе. ВВП просто еще раз намекнет ХАП, что, мол, дороговато у вас в ПТЗ за квадратометр-то, что-то делать надо.... ну, кивнём в ответ... и строим дальше. Центр города уже далеко не красивый. Это мы уж так называем, потому что любим город. Набережная пока разве что спасает и вода. А без неё - безличье. Мы не знаем исконных названий, не знаем того, что нас окружает. Эти знания глубоко зарыты. А то, что руководствуемся бумагами 50-60-летней давности, для меня не открытие. Это во многих областях и профилях творится. Так что БУДЯ!!!
bucvoed  ( bucvoed)
2014-01-28 11:02:00
Летний театр в Петрозаводске раньше был, и теплых дней дней вполне хватало.
MS
2014-01-28 08:54:00
Летний театр? Сколько теплых дней в году в Петрозаводске?
РДК
2014-01-27 23:52:00
Г-н Штепа в отличие от большевиков не предлагает заменить одни памятники на другие. Открытый летний театр вместо этого истукана на Театральной площади - чем плохо?
Skywalker
2014-01-27 20:30:00
Возникает закономерный вопрос: чем г-н Штепа по образу мыслей отличается от большевиков, ратовавших за снос памятников "царским сатрапам"?
Гость
Сегодня, 23 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.