09:21, 17 Января 2018
«Кроме интриг и взаимных обвинений». Почему наука не помогает экономике Карелии?

«Республика обладает значительным научным потенциалом, но при этом не имеет элементарной системы мер, позволяющих этот потенциал использовать», - считает советник главы Карелии по экономическим вопросам Юрий Савельев.

Почему научные достижения не помогают экономике республики, он написал в статье, опубликованной на его странице в Фейсбуке:

 

Работая по проекту создания биотехнологического кластера столкнулся с проблемой отсутствия в Карелии региональной научно-технической политики.

Мы бесконечно говорим о том, что республика обладает значительным научным потенциалом, но при этом не имеем элементарной системы мер, позволяющих этот потенциал использовать. Что я имею в виду?

Во-первых, не определены приоритеты НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – прим. ред.). Последний раз распоряжение правительства об утверждении приоритетных направлений НИОКР принималось 7 лет назад. Они формировались в соответствии с приоритетами Стратегии развития Карелии, разработанной в 2006 году.

Во-вторых, без четкого понимания приоритетов НИОКР не может быть речи об эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование грантов в рамках соглашения, заключенного Правительством Карелии с тем же РФФИ (Российским фондом фундаментальных исследований – прим. ред.).

В-третьих, в республике элементарно отсутствует региональный закон о научно-технической политике. Во многих субъектах РФ такой закон принят. А закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия», принятый в 2012 году (№1639-ЗРК), носит рамочный характер и выхолощен до такой степени, что толку от него нет. Я хорошо помню историю с принятием этого закона – какой законопроект был подготовлен изначально и что от него осталось на момент принятия. Для интереса поищите его в правовой базе - там всего четыре статьи, но это шедевр!))

В-четвертых, хотя формально в Правительстве Карелии и есть орган, который должен отвечать за научно-техническую политику (Министерство экономического развития и промышленности), но самой политики нет. При этом полномочия в положении о министерстве сведены к двум пунктам: п. 51 «министерство организует и координирует разработку государственной инновационной политики Республики Карелия» и п. 53 «…формирует совместно с органами исполнительной власти Республики Карелия и утверждает перечень НИОКР, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия». К слову, последний раз перечень НИОКР формировался и финансировался в 2012 году.

В-пятых, мы фактически не используем возможности привлечения внешнего финансирования в НИОКР со стороны государственных и частных научных фондов, институтов развития, госпрограмм, в том числе и на условиях софинансирования. Формирование и реализация любых отраслевых приоритетов, несущих в себе инновационный элемент, должна сопровождаться активизацией работы с соответствующими институтами развития. Например, в части биотехнологий – с Агентством технологического развития, технологической платформой «БиоТех-2030» и др. А мы уже третий месяц не можем заключить соглашения.

В-шестых, в Карелии нет координационного органа (совета), который совместно с научно-образовательными и научными организациями, руководством крупнейших компаний и заинтересованными инвесторами координировал бы региональную научно-техническую политику, определял и корректировал приоритеты и перечень НИОКР, необходимых для реализации новых инвестпроектов, формировал бы совместные программы исследований и т.д. Наоборот, наблюдается тенденция сокращения числа ученых в составе различных отраслевых советов и комиссий, а пути удовлетворения потребностей, возникающих в сфере НИОКР, предприятия вынуждены искать сами.

В-седьмых, уже который год наблюдаю, что научно-образовательные и научные организации, работающие в Карелии, сильно разобщены, а вместо усиления сотрудничества на первый план выходит усиление закрытости и непонятно зачем нужная в небольшом регионе конкуренция. Это не тот случай, когда конкуренция приводит к развитию. Результат – снижение числа совместных исследовательских проектов, реализуемых несколькими научными организациями, снижение качества исследований, сокращение числа базовых кафедр и центров коллективного пользования научным оборудованием.

Вообще, я начинаю думать, что разобщенность и закрытость становятся в Карелии уже чертой региональной деловой культуры. Эту ситуацию надо ломать, так как с этим мы никуда и ни к чему не придем… Кроме интриг, скандалов и взаимных обвинений.

Я здесь перечислил далеко не все проблемы. Но без решения даже этих вопросов думать о создании и развитии инновационных секторов экономики в Карелии бессмысленно. Если они и возникают, то не благодаря, а вопреки. Надо создавать системную региональную научно-техническую политику. На это уйдут годы, но она нужна.

На первом этапе внимание надо сосредоточить на следующем:


- уточнить приоритеты НИОКР и подготовить новую редакцию распоряжения Правительства Республики Карелия об их утверждении;
- уточнить приоритеты НИОКР в рамках соглашений Правительства республики с научными фондами (одновременно с укрупнением размера грантов, пусть и при серьезном сокращении их числа, и условием их подачи от совместных исследовательских коллективов);
- расширить и закрепить полномочия в сфере реализации региональной научно-технической политики за конкретным органом исполнительной власти (как вариант – Минэк, или Минобр);
- создать региональный экспертный совет при Главе РК, ответственный за формирование, корректировку и оценку реализации научно-технической политики в регионе;
- заключить соглашения Республики Карелия с отраслевыми институтами развития (в соответствии с приоритетами НИОКР) с проработкой и реализацией детальных совместных программ (включая усиление работы по проектам, которые могут быть заявлены в НТИ);
- решить вопрос о создании регионального фонда поддержки НИОКР и инновационной деятельности;
- создать и активизировать работу регионального отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) – учитывая его активную работу в большинстве субъектов, плотное взаимодействие с Минпромторгом и Минобрнауки, оно может выполнять важную координационную работу;
- разработать отраслевые региональные программы исследований по приоритетным направлениям НИОКР (совместно с заказчиками и исполнителями);
- выработать меры по стимулированию создания опытно-промышленных производств на базе действующих предприятий.

Начать надо хотя бы с этого. И еще с того, чтобы взять все-таки на себя ответственность за формирование, координацию и реализацию региональной научно-технической политики. Как показывает опыт, никто за правительство республики этого не сделает. А пока этого не будет, научный потенциал так и будет оставаться потенциалом, а не ресурсом развития.

Юрий САВЕЛЬЕВ

Комментарии

Александр Лукин
2018-01-18 13:38:34
Юрий Савельев написал о проблеме отсутствия государственной инновационной политики в Карелии как очень интеллигентный человек и ученый. Подписываюсь под всеми аргументами, которые он привел. Но! Он не ответил на главный вопрос: почему инновационная политика отсутствует? А для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно поставить другие вопросы: А кому это нужно? И кто будет отвечать за отсутствие инновационной политики? Пытаясь ответить на эти вопросы, обнаруживаем, что инновационная политика это и есть эффективный способ развития экономики, но чиновники привыкли только декларировать понимание и важность этого развития, а по существу ничего в этом направлении не делать. Почему? Ответ на поверхности. Осуществление государственной инновационной политики потребует от чиновников большой самоотдачи и интеллектуальной работы, то есть постоянно придется думать о результате, а это ответственность, а значит можно потерять самое ценное, что есть у чиновника – должность. Вывод: осуществление государственной инновационной политики в Карелии это прерогатива Правительства Карелии и пока не будет ответственности конкретных чиновников за результат развития инновационной политики – никакой инновационной политики не будет.
Peter Bauer
2018-01-21 22:23:16
Александр Лукин, Юрий Савельев, два взрослых и образованных мужчины, красиво рассуждающие о проблеме невостребованности науки. Послушайте меня старого.
Знания, без умения их применить, гроша ломанного не стоют.
Умельцы выжжены "умелой" политикой действующего президента со товарищи.
Гость
Сегодня, 23 октября 2018

Актуальные темы

22.10.2018, 12:27
В карельской казне лишних денег на малоимущих нет.
18.10.2018, 11:21
Большинство депутатов парламента Карелии проголосовало против проекта федерального закона, связанного с дополнительными ограничениями торговли алкоголем в жилых домах.
18.10.2018, 08:23
Прокурор Петрозаводска Елена Аскерова дорабатывает в этой должности последние дни, ее предполагаемый преемник, заявил, что первый раз об этом слышит.