12:00, 22 Июля 2014
Олег Реут, публицист:
Главный итог приватизации

Ни освобождение Михаила Ходорковского, ни непрекращающиеся порывы элиты по перераспределению активов в свою пользу, ни обособление экономики в режиме международных санкций не изменяют отношение к приватизации

Ни освобождение Михаила Ходорковского, ни непрекращающиеся порывы элиты по перераспределению активов в свою пользу, ни обособление экономики в режиме международных санкций не изменяют отношение к приватизации



Переход к капитализму стал шоком для миллионов людей в нашей стране. Глубина спада, который сопровождал переживаемые трансформации, не может служить универсальным объяснением до сих пор царящих в обществе настроений. Отечественные политологи, экономисты и социологи до сих пор пытаются более системно понять мотивацию тех, кто хочет «переиграть» приватизацию. Это не праздное занятие. Одно дело, когда недовольство новым порядком носит сугубо идеологический характер (под громким лозунгом «Коммунизм при всех его недостатках лучше капитализма» собирается даже целая фракция в карельском парламенте), и совсем другое – когда мотивация сугубо рациональная, то есть «ревизионисты» ожидают от возврата к старому личных выгод.

Оказывается, что всё зависит от причудливой смеси индивидуальных особенностей жителей разных регионов страны. Её важнейшие ингредиенты – человеческий капитал, владение собственностью, личный опыт лишений в годы перелома (1989-1994 гг.). Их совокупное влияние на отношение к приватизации не зависит ни от существующих экономических институтов, ни от метода проведения приватизации, ни от её масштабов.

Постприватизационное «похмелье» – уже достаточно хорошо известный феномен. Например, его пережила Великобритания, где бенефициары тэтчеровской приватизации были вынуждены доплатить в казну за «конъюнктурный доход». При этом сама причастность к приватизации – волчий билет для любого публичного политика. Даже если на первых порах население настроено благожелательно, потом оно всё равно жалеет. При рассмотрении ежегодных программ приватизации граждане, как правило, с удивлением обнаруживают, что в собственности Карелии или, к примеру, Петрозаводска находится 5% какого-то ООО с мутной перспективой превращения в сверхприбыльный бизнес. Щелчок «приватизация благоприятна» срабатывает практически автоматически. Но пять-шесть лет спустя этого мнения придерживается уже только половина опрошенных. Тут поспевают новые предложения по продаже государственной и муниципальной собственности, и всё повторяется.



Казалось бы, быть непопулярными политики не желают, но почему-то не в состоянии учиться на чужих приватизационных ошибках. С другой стороны, у них просто нет другого выхода. «Приватизация проводится там, где кризис, и ясно, что предыдущий порядок не работает», – безоговорочно фиксируют специалисты в сфере трансформационных преобразований.

Ностальгия доминирует лишь там, где невелики запасы человеческого капитала или он «заточен» под огосударствленную экономику. За возврат к старому выступают, как правило, пожилые и больные люди, работники с низкой квалификацией. Как ни странно, сугубо идеологические мотивы им чужды: реставрация в их глазах – способ повысить личное благосостояние. Идеологические, или скорее моральные, мотивы доминируют в другой группе, у которой вроде бы нет проблем с человеческим капиталом: несправедливость приватизации вместе с опытом личных лишений толкают в лагерь «ревизионистов» учителей, врачей, учёных и плотный слой прочих бюджетников за исключением военных и полицейских. Они, впрочем, не подвергают сомнению, что частная собственность эффективней государственной. За тотальную национализацию или реприватизацию выступают лишь те, кого перемены поставили на грань выживания.



Но для ситуации лета 2014 года самым значимым оказывается другое наблюдение. Приватизация, покончившая с уравниловкой, создала новые защитные механизмы для работы экономических институтов. Право собственности на комнату, квартиру и дом увеличивает вероятность того, что их обладатель будет поддерживать статус-кво, т.е. существующее на текущий момент времени правовое положение. Получается, что если бы не бесплатная раздача жилья населению в собственность, то сегодня днём с огнём было бы не найти сторонников новых порядков. Однако они существуют и множатся числом. Достаточно посмотреть на круг друзей, коллег и знакомых, принимающих решение о приобретении или улучшении жилья. Кроме цены за квадратный метр, их реально интересуют правовые гарантии частной собственности.


 

Комментарии

Евгений
2014-07-25 16:45:00
"Главным итогом" приватизации предполагалось повышение эффективности общественного производства. За четверть века она так "повысилась", что заводов вообще не стало. И сколько еще жить "во имя счастья будущих поколений", дудя в эти опостылевшие идеологические дудки "о преимуществах рыночной экономики"?
Гость
Сегодня, 23 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.